СНЕГОСТУПЫ, СНОУБЛЕЙДЫ, ТАНКИ И ДРУГИЕ КИТАЙСКИЕ ШТУЧКИ

Наталья Рулева

Фото Дениса Жилина и Андрея Петрова

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал.

В.Высоцкий

После десятков схоженых “в клеточку” гор (кто способен избежать юношеского максимализма в борьбе за разряды?), после схоженых “для души” известных вершин, на которые давно хотелось, начинаешь задумываться - а ведь что-то в них есть, в вершинах, на которых никто не бывал...

Поэтому когда команда МАИ предложила нам с Денисом Жилиным поучаствовать в экспедиции на Коскулак - последний нехоженый семитысячник Памира, остальные планы на лето сами собой отпали. Оставалось только найти способ совместить трехнедельный отпуск с полуторамесячной экспедицией, целью которой стало восхождение по скальному северному ребру Коскулака. После внимательного разглядывания имеющихся в наличии снимков и карт план поменялся - в пользу западного склона. Это решало вопрос акклиматизации основной группы и разведки пути спуска, а для нас, ограниченных тремя неделями, - задачу покорения новой вершины. К тому же ровные и достаточно пологие снежные склоны этого маршрута вызывали непреодолимое желание спуститься оттуда на лыжах, точнее на блейдах (это сильно укороченные - обычно в пределах 90 см - и облегченные горные лыжи с упрощенным вариантом креплений).

Когда цели и задачи были сформированы, к нам присоединился Игорь Тихий, также загоревшийся идеей спуска с Коскулака. Сказано - сделано, и мы начали активно готовиться. У меня сразу вырисовалась проблема: есть полный комплект альпинистского снаряжения и не менее полный набор - горнолыжного. Но невозможно идти на семитысячник в горнолыжных ботинках, а прошлогодние попытки спускаться на пике Ленина на блейдах в альпинистских ботинках были больше похожи... Не знаю даже, на что это было похоже, но после пары пробных спусков от этой мысли мне пришлось отказаться - скорость спуска падала, а об удовольствии речь вообще не шла. Словом, требовались скитуровские ботинки, которые позволяют и вверх идти (взойти на семитысячник) и катиться вниз на блейдах. Я полагала, в наши капиталистические времена я без проблем пойду и выберу нужную мне модель нужного размера - разве что в расцветке посомневаюсь... Наивная! Видимо, воспоминания о Шамони, где все есть, так меня дезориентировали.

Нитка маршрута на Коскулак

После неудачных попыток найти хоть что-нибудь среди разрозненных остатков на магазинных стойках, я обратилась к Аркадию Клепинину в “Шерпу”. Он проникся моей проблемой и пожертвовал свежепривезенные ботинки 5CARPA из коллекции следующего сезона, которые оказались как раз и размера нужного, и максимально для ходьбы приспособленные, и обеспечивающие вполне комфортный спуск. Оказались и правда отличные ботинки - я дошла в них до вершины с тем же комфортом, что и в альпинистских. Правда, сразу после выхода из лагеря на 6300 слегка мерзли стопы и пятка (такой вот парадокс - пальцы не мерзли, а стопа мерзла!), но после пары часов ходьбы ноги мерзнуть перестали. Спускаться на блейдах, поначалу, в них было как-то неудобно, пока Игорь Тихий не посоветовал проснуться и затянуть ботинки, а также переставить их из положения ходьбы в положение для катания. Дальше проблем не было - ногу они держали так же хорошо, как и мои спортивные горнолыжные ботинки.

В общем, к моменту отъезда я была в полной боевой готовности.

Острый снежный гребень ев 5900 м

Стремительно проскочив “китайскую” часть Китая, мы почти сразу оказались в древнем уйгурском городе Кашгаре. Уйгуры - весьма многочисленный народ, в Синцьзяне их более 8 миллионов. Говорят уйгуры на языке тюркской группы, у них типичный среднеазиатский вид. Чертами лица они больше похожи на узбеков, чем на киргизов. По численности на улицах Кашгара они явно доминируют над китайцами. Есть в городе и характерные “китайские” черты - как раз напротив нашего отеля располагался банк, сотрудники которого по утрам дружно выходили на улицу и под музыку из громкоговорителя делали зарядку.

Кашгар - город разительных контрастов, - рядом со вполне современными высотными зданиями супермаркетов и банков из стекла и бетона существует старый город, который сохранился без изменений не то, что с прошлого века - мне кажется, с 10-го века там ничего не менялось. В нем испытываешь почти пугающее ощущение, что ты оказался в реальном средневековье. Правда, ребята сказали, что в глубине нор-кузниц, которые меня особенно поразили, стоят вполне современные токарные станки, но общее впечатление не изменилось. В отеле, который назывался вполне английским названием People's Hotel, ни один человек из персонала даже приблизительно по-английски не говорил, нас спасало наличие китайского сопровождающего, который вполне прилично изъяснялся и по-русски, и по-английски. В отеле, помимо стандартного набора из одноразовых ежедневных геля, шампуня и мыла, также каждый день появлялись “одноразовые” расчески и “одноразовые” зубные щетки с микро-тюбиком зубной пасты на один раз - китайский стандарт, однако.

Первый подъём на 5400

Запасшись продуктами и необходимой утварью для устройства базового лагеря (БЛ), мы отбыли к месту назначения. Приехали довольно поздно, так что ночевать пришлось, где выгрузились, - недалеко от дороги, несколькими километрами дальше стандартного съезда к БЛ под Музтаг-Атой. Погода не баловала, и идти на следующий день к месту, заранее намеченному для БЛ, пришлось под дождем. Мы с Игорем немного отстали от основной группы и зашли в кош погреться. Нам радушно предложили место у очага и чай с молоком и жиром, следом и почти тут же попытались продать местные сувенирные изделия - мы были явно не первыми иностранцами в этом коше. Хозяйка, в очередной раз, окинув взглядом наш слегка унылый вид, просветлела лицом и воскликнула: “Танкей!” О чем она? Выйдя на улицу, увидели ослика - местное население именовало их “танкей”, (возможно, от английского “donkey”). Идея нам понравилась, так что дальше груз мы перевозили “танками”.

Дождь моросил весь день, было довольно холодно, простудившиеся Дэн Жилин и Леша Голубцов так и не смогли окончательно поправиться до отъезда. Оказалось, что место для базового лагеря, выглядевшее из Москвы очень привлекательным, в действительности не слишком удобное и довольно далеко от горы, так что мы решили перенести БЛ чуть выше. Встретили группу Саши Новика, приехавшую неделей раньше нас и нацеленную на тот же маршрут. После некоторых хождений вокруг да около - все ж таки конкуренты! - победила дружба, и ребята перебрались в наш базовый лагерь. В дальнейшем мы постоянно работали на встречных курсах: мы вверх - они вниз, мы вниз - они вверх.

Стоит отметить, что акклиматизация проходила непривычно долго для меня, то ли место такое особенное, то ли все же заехали и набрали высоту слишком быстро, но дней пять в разной степени мучались все участники нашей экспедиции, - баралгин и цитрамон пользовались особой популярностью. Когда день на пятый “все таблетки подъедены, и марки тоже наклеены”, мы отправились дальше, расставлять промежуточные лагеря. Четверо на одном маршруте (теперь мы именовались МАИ-2) и команда Миши Волкова (МАИ-1) - на другом. До плеча 5200, где начинался снег, поднимались по несложной морене - туда удалось загнать даже нескольких “танков” с заброской. Дальше наши пути с МАИ-1 расходились - они спускались на ледник, а мы шли вверх по снежному склону. Здесь обнаружился первый небольшой прокол - адаптеры для лыж, которые позволяют идти вверх, как оказалось, годятся только для горных лыж, так что все наши ухищрения и попытки вставить в них блейды результата не дали. Пришлось нам с Дэном идти пешком, таща за собой “лыжики” на веревочке. Игорь, оказавшийся прозорливее, изначально запасся комплектом блейдов для ски-тура и шел наверх, припеваючи. Нам оставалось, завидуя, топать следом.

Первый лагерь поставили на 5400 м - Андрей Петров, шедший первым, выбрал удачное, защищенное надувом от ветра место на довольно пологом склоне, где мы и вырыли площадку под палатку. К утру стало понятно, что недостаточная акклиматизация вкупе с простудой - это перебор, и Дэн Жилин вынужден был уйти вниз, а мы втроем благополучно добрались до 5900 м, где и поставили второй лагерь. По дороге попадались вешки, оставленные, скорее всего, английской экспедицией накануне - они, судя по всему, так и не рискнули перебраться через 150-метровый снежный нож на 5950 м - единственное относительно сложное и опасное место на маршруте. На следующее утро, оглядевшись и оценив перспективы (тот самый снежный нож), полюбовавшись огромными снежно-фирновыми стенами в разломе, подходившем в этом месте к нашему склону, мы спустились вниз. Ожидания оправдались сполна - склоны идеальны для катания. Если бы еще не рюкзаки.... Но, как говорится, для полного счастья всегда должно чего-то не хватать. Немного попадав для приличия, мы с Игорем “расписали” склон красивыми дугами.

На следующий день вернулась в БЛ и группа МАИ-1, расставившая свои промежуточные лагеря по маршруту. Пару дней мы дружно отдыхали, на третий день повалил снег, и вместо того, чтобы идти на восхождение, нам пришлось лепить снежную бабу. Видимо, баба вышла на славу, и бог погоды удовлетворился нашим шедевром, так как на утро погода установилась идеальная. Мы втроем с Игорем Тихим и Андреем Петровым рванули наверх к лагерю на 5900. Дэн все еще болел. После снегопада никаких следов не осталось - тропу пришлось прокладывать заново. Группа Миши Волкова решила отдохнуть еще денек - они вместе с Дэном Жилиным поднялись на 5900 следующим утром. Мы тем временем перенесли палатку к основанию гребня, подтащили веревки и снаряжение под начало сложного участка, но погода начала портиться. Решили ночевать здесь и дождаться остальных. Вечером к нам присоединился Дэн, Миша Волков с ребятами встали чуть ниже - на месте предыдущей ночевки.

Утром 11-го августа к нам спустились Саша Новик, Дима Комаров и Леня Фишкис - они 9-го августа пережидали снегопад на 6200, 10-го вышли на восхождение и достигли вершинного плато. Свои снегоступы они оставили здесь, на 5950, так что после снегопада тропить им пришлось много и долго. Ребята сделали поистине царский жест - предложили нам воспользоваться их снегоступами (наши остались еще ниже). На следующий день эти три пары снегоступов нам сильно помогли.

Снежная баба вышла весёлой

Распрощавшись с группой Саши Новика, мы пошли на гребень - слева карнизы, справа скалы, гребень снежно-фирновый, бур вкрутить некуда, так что шли, почти не дыша, - впереди Андрей Петров. На выходе с гребня он провалился в ту же дырку, что и Саша Новик, почтивший ее своим присутствием дважды, - к счастью, все обошлось. На ночевку остановились уже все вместе с командой Миши Волкова на 6300 в удобном, защищенном от ветра цирке, окруженном с трех сторон 10-метровыми ледово-фирновыми стенами (на следующий день этот выбор нам здорово аукнулся на спуске с вершины, но об этом чуть позже). Рано утром стартовали. Вот тут-то мы и оценили в полной мере наличие у нас снегоступов - снегу было очень много, и еще неизвестно, хватило ли бы нам терпения и времени дотропить до вершины без них. На 6500 так и не поправившийся окончательно Дэн понял, что ему лучше спуститься - передал снегоступы Коле Синюшину и ушел вниз. Помогавший в тропежке блейдами Игорь Тихий поджег глаза и вынужден был уехать вниз с 6730. К счастью, больше “потерь” не было. Ближе к вершине идущими впереди на снегоступах оказались Коля Синюшин и я. Погода заметно испортилась, видимости практически никакой, но азарт и близость вершины гнали вперед. Конечно, Саша Новик с ребятами уже побывали на вершинном плато накануне, но найти саму вершину и поставить на ней вешку.... У нас был шанс сделать это первыми!

Вершина! Я нахожу место повыше. Коля смотрит на GPS - 7024, чуть подальше место еще повыше - 7026, и с третьего раза - 7030! Ура! Мы с Колей вкапываем вешку с флажком - тем временем подошла и основная группа. Андрей Петров фотографирует Мишу в начале вершинного плато - бессмысленное занятие при почти полном отсутствии видимости, но факт зафиксирован. 12 августа в 18.30 по пекинскому времени группа МАИ в составе Миши Волкова, Коли Синюшина, Андрея Машенина, Андрея Воробьева, Игоря Тарковского, Андрея Петрова и Натальи Рулевой взошла на вершину Коскулака.

Поскольку пикник на вершине в планы не входил, а световой день неизбежно шел к своему завершению, рассиживаться не стали, дружно рванули вниз. К моему удивлению, наша “слоновья тропа”, практически траншея, на 6700 оказалась уже полностью заметена, дальше пришлось идти по GPS. В какой-то момент показалось, что мы сильно забираем влево, но альтернативы прибору не было - приходится верить. Торжеством техники стала найденная нами же поставленная вешка. К сожалению, мы ставили их довольно редко, и дальше снова пришлось идти по GPS. Вот тут-то и обнаружился подвох - безопасный проход к палаткам довольно узкий, со всех сторон 10-метровые стены, а точка входа в цирк не отмечена - прибор радостно рисует нам прямую линию к лагерю, путь через сбросы! Связались с Дэном и Игорем, они вышли из лагеря и обозначили начало безопасного спуска вешкой с укрепленным на ней мигающим фонариком, но шансов увидеть его издалека в такую погоду практически не было.

Дэн, Андрей и Наталья в палатке на 5400

Ветер со снегом сек лицо, начали подкрадываться мысли о перспективах холодной ночевки в снежных норках на склоне на высоте 6300. Лагерь где-то совсем рядом, но как его найти и не слететь с обрыва? Когда 12-е августа плавно переходило в 13-е, мы, наконец, заметили мигание фонаря, в лагере нас ждали палатки и теплый чай. Таких вот - покрытых инеем и немного одуревших - нас и сфотографировал Дэн. На следующий день, с 5950 м по отличной погоде мы уже традиционно катились на блейдах. В этот раз рюкзаки были заметно тяжелее - мы тащили вниз все, что раньше затаскивали наверх, и контролировать спуск было довольно трудно. Ребята тоже решили продемонстрировать свои возможности - и кто на коврике, кто на пятой точке - съехали вниз, перечеркнув канавами наши изящные следы. А дальше традиционный баран и возлияния на ужин, снова Кашгар, поздравления дома и две недели переживаний за оставшихся ребят - как-то там они на своем ребре?

Фортуна улыбалась нам. Вернулись домой, совершив восхождение по маршруту, который наметил Андрей Ершов (их экспедиция дошла до 5900 - 6000 м), Андрей Петров и Слава Одоховский. 26 августа команда Миши Волкова тоже взошла на Коскулак по северному ребру со спуском по пути подъема и благополучным возвращением в базовый лагерь.

До свидания, Коскулак! До свидания, Китай! Может быть, до следующего лета? Кто знает....

В заключение хочу выразить благодарность Андрею Лебедеву - автору идеи этой экспедиции, команде МАИ и Мише Волкову лично, группе Саши Новика за вовремя предложенные снегоступы, Аркадию Клепинину, нашему гиду Саше Джан Хонгу и авиакомпании “Сибирь”, с пониманием отнесшейся к размерам груза альпинистской экспедиции (50 кг вместо 20 кг на человека).

Собрание материалов о Комплексной горно-спортивной экспедиции СК МАИ на Китайский Памир 2005 года. Отсканированго с журнала "Риск", сентябрь, 2005 N15