МОЙ ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК КАВКАЗА

Виталий Лебедев

Я побывал в трёх районах Большого Кавказа: в районе Фишта, Красной поляны и Архыза. Посёлок Архыз находится в Карачаево-черкесской автономной республике и расположен на берегу реки Большой Зеленчук. Сразу за посёлком находится место слияния двух больших рек – Псыша и Кызгича, дающих начало Большому Зеленчуку. Справа в Псыш впадает река София, а слева – река Архыз.

Каждое лето я уезжаю на летние каникулы в Архыз. В Архызе я хожу в горы, отдыхаю и собираю полезные ископаемые. Сейчас я расскажу о моей последней поездке в Архыз летом 2004 года. Рано утром я с дедом приехал на поезде из Москвы в Черкесск, потом мы сели в автобус и к обеду прибыли в Архыз. Там я встретил своего друга Османа и подарил ему свою картину. Потом я с Османом пошел гулять по посёлку. Там у меня много знакомых и друзей.

Вид на Архыз сверху

Архыз, вид с моста

На площади Архыза продают мои любимые хычины (типа чебурек, только большие) с сыром или мясом. Там торгуют шерстяными носками, платками и войлочными шляпами. Всё это архызские женщины делают сами. Там же на площади Батыр даёт на прокат лошадей и бегают большие стаи собак. Это не бездомные собаки, просто днём они свободно гуляют. Овчарка Пират даже узнала меня с прошлого лета.

Через несколько дней на нашу турбазу приехали спортсмены - карачаевцы и черкесы. Это были борцы из Черкесской спортивной школы. Я начал с ними бегать и делать разные упражнения. А ещё мы часто гуляли с дедушкой. Однажды зашли очень высоко на хребет Абишира-Ахуба на перевал Берю-Ауш. Там мы попали в облако. Когда попадаешь в облако, то это как будто накрыл туман. Около перевала мы увидели ласку. Это такой маленький смешной зверёк. Когда я отворачивался, он подходил совсем близко. На подъёме мы заметили что-то чёрное под скалою. Мы подумали, что это подстреленный як. А на спуске с перевала мы зашли в кошару. Пастухи напоили нас чаем, накормили и даже мяса с собою дали в Архыз. Они рассказали, что две коровы бодались, и одна из них упала со скалы и разбилась.

Я смотрю на ласку

В тумане на перевале Берю-Ауш

В другой раз мы с дедушкой ходили на Кругозор. Это такая гора над Архызом, с которой открывается замечательный вид во все стороны. Половину пути до Кругозора прошли по дороге, а вторую половину пути по конной тропе.

Почти месяц мы провели вдвоём с дедушкой, пока не приехал папа. С папой мы пошли в многодневный поход в Урупский район на зелёные озёра. Мы вышли после обеда и в первый же день поднялись на склон хребта Абишира-Ахуба. Там выше красивого Баритового водопада есть кошевое место. Это ровная площадка, которая заросла крапивой. Пастухов там не было, и мы поставили палатку, чтобы переночевать. Потом мы готовили ужин. Сначала сходили вниз по крапивному обрыву к роднику за водой. Потом папа зажёг газовую горелку и начал варить мясную кашу. После чая мы долго любовались на закат.

На кошаре

На перевале Архыз

Ночью и утром шёл дождь. Когда он кончился, я с папой снова пошел вверх. Папа всё время шёл впереди и не велел мне сходить с его следов. В густой траве там могут быть змеи. Поэтому папа шёл первым и шуршал по траве своими большими горными ботинками. Ярко светило солнце, и от него с травы поднимался пар. Клочки пара соединялись. Так я увидел, как образуются облака.

На вершине хребта Абишира-Ахуба дул сильный ветер. Мы поднялись на перевал Архыз, а после отдыха спустились озеру. Потом мы пошли по ущелью вниз к реке Кяфар-Агур. Здесь у реки стояла кошара, и паслись коровы и яки. Папа боялся, что на нас нападут незнакомые собаки. Поэтому он заранее перенёс меня через речку, и мы пошли в обход кошары в вечернем тумане. Скоро лес кончился, мы вышли из тумана и оказались на берегу реки с огромными камнями. Здесь мы поставили палатку и заночевали.

На следующее утро мы прошли мимо Агурского озера и поднялись на Агурский перевал. За перевалом открылась долина с четырьмя озёрами. Нижнее самое большое было с островом из скалы. А верхнее озеро синело прямо на снегу. Мы спустились к нижнему озеру, поставили палатку и пообедали. Потом закрыли палатку и без вещей только с фотоаппаратами отправились через перевал Мылгвал к большому Кяфарскому озеру. На перевале увидели одинокого тура. Охотники мне потом рассказали в Архызе, что где-то рядом было стадо, и это был дозорный тур.

Озеро за перевалом Архыз

Ночёвка среди камней

Малое Агурское озеро

Озеро Агур

Озеро за перевалом Мылгвал

Озеро на лугу

Озеро Любви

Озеро Кяфар

Спуск с перевала был крутым и вёл прямо в небольшое круглое озеро с тёмно-синей водой и ледяными берегами. Папа очень боялся, что мы подскользнёмся и уедем по снегу прямо в воду этого озера. Поэтому он ледорубом вырубал большие удобные ступеньки.

За озером начались луга, и там ещё было красивое озеро с зелёными берегами. Но мы очень спешили и прошли мимо, чтобы успеть увидеть озеро Кяфар. Наконец мы его увидели. Кяфар это самое большое озеро в районе Архыза.

Вернувшись к палатке, мы разогрели чаю, перекусили, и я повёл папу на верхнее озеро в снежных берегах. Папа идти очень не хотел, но я сказал, что нельзя портить программу. Потому что в программе мы должны побывать на всех озёрах на нашем пути.

Лунная поляна и перевал Федосеева

На следующий день мы снова поднялись на перевал Агур и с него перешли на перевал Федосеева. На юг открылся вид на Главный Кавказский хребет и на хребет Габулу, где я ходил с дедушкой в прошлом году. Там мы видели орлиную свадьбу. Два орла бегали друг за другом по скалам, распустив крылья. А потом они улетели.

Спуск с перевала Федосеева был очень крутой и без тропы. Вот только посередине среди скал была маленькая очень крутая тропка. А в остальных местах на траве все тропы шли вдоль склона на одной высоте, потому что так гуляют овцы. А мы спускались поперёк этих троп прямо вниз. В одном месте что-то заблестело в траве и пшикнуло. Наверное, это была змея. Я на эту дырку в земле наступил ботинком, чтобы змея не высовывалась, и убежал вниз.

В самом низу на Лунной поляне мы пообедали. Потом пошли по дороге в Архыз, потом ехали на телеге и на грузовике. Весь этот поход длился четыре дня.

Потом папа уехал, а к нам на турбазу начал приходить медведь. В первый раз его увидели женщины, когда вечером пошли в туалет. В темноте рядом с туалетом они увидели медведя и с криками прибежали на турбазу. Потом он приходил почти каждый вечер и переворачивал все мусорные вёдра. Он оказался совсем ручным, и мы его кормили буханками хлеба. Оказалось, что этот медведь из питомца. Его мать откусила кому-то руку, и её застрелили. Старейшина рода сказал, что держать медведей в неволе нехорошо и велел отпустить малыша. Теперь он вырос. Потом его отловили и куда то увезли. Потом мама рассказывала, как она в Москве беспокоилась, что медведь меня покалечит.

Труженик

Мы труженики

Лесной красавец

Склоны Архызских долин поросли вековыми хвойными лесами. Самые большие пихты достигают высоты 60 метров. В лесу много красивых полян. Здесь встречаются дикая груша, алыча, можжевельник и барбарис. На полянах и по краю леса много малины, земляники и ежевики. На верхней границе леса под альпийскими лугами в берёзовых зарослях изобилие подосиновиков и белых грибов. Другие грибы – рыжики, сыроежки, грузди и маслята произрастают по всему лесу до дна долин. В дремучем лесу можно встретить волка, а у малинников – медведя. Ещё в лесу попадаются олени, а из крупных птиц – тетерева. В зоне альпийских лугов встречается гадюки, ласки, стада диких туров и орлы.

В конце лета в Архыз приехали мои родители, но папа был уже со сломанной ногой. Папа никуда не ходил, а только играл с Батыром в шахматы и чистил грибы. Грибов приносили очень много, особенно мама - большие рюкзаки. Она уходила гулять на большую высоту, где кончается лес, и начинаются альпийские луга. Там на лугах рядом с кривыми маленькими берёзками водились целые стаи белых грибов или подосиновиков. А я ходил в свои походы с Османом и дедушкой.

Софийский

Ловля форели

Перед сплавом на катамаране

Баритовый водопад

Чигордали

Георгиевский собор, Х век

Катание на рафте

Кроме озёр около Архыза имеется много водопадов. До каждого из них можно прогуляться за один день. Я был на Баритовом водопаде, на Казачьем водопаде, на водопадах Чигордали и на Софийских водопадах. Несколько раз я работал экскурсоводом и водил отдыхающих нашей турбазы на Баритовый и на Казачий водопады.

Кроме прогулок по горам, я часто ходил на рыбалку, катался на лошадях. Один раз меня прокатили галопом, и было очень страшно. Ещё мы с дедушкой ездили на экскурсии в Нижний Архыз на самый большой в России телескоп БТА, на радиотелескоп РОТАН и к аланским храмам.

БТА

РОТАН

Телескопы РОТАН и БТА относятся к самой большой в России обсерватории. Она расположена на горе около Нижнего Архыза на высоте 2000 метров. Мой старший брат Саша учится в МГУ на физическом факультете и приезжает в обсерваторию на практику зимой и летом. Когда Саша свободен, он приезжает к нам на турбазу, и мы все вместе ходим в походы. Ещё Саша с мамой любят сплавляться на катамаране или на рафте по Большому Зеленчуку. Я тоже очень хочу, но меня не пускают, говорят - маленький.

Однажды вечером начался ливень с грозой. Через два часа вода в бурной реке начала подниматься. Она затопила огороды и потекла через нашу турбазу. Потом обвалился кусок берега с соснами и с электрическими столбами. Столбом чуть не убило папу, который на костылях пошёл смотреть на наводнение. Мост затопило. У нас не было даже чистой воды, и мы были совсем оторваны от Архыза. На следующее утро моста между нашей турбазой и посёлком Архыз уже не было. Осталась только его одна половина. Дыра была забита деревьями, и люди переходили по ним, чтобы попасть в Архыз. Мы тоже так перешли, когда ходили в магазин за хлебом и за молоком.

По мосту ещё ездят машины

Теперь тех сосен за речкой нет

Я, Осман и дедушка. Страшно!

Вода прибывает!

Только через три дня дырку закрыли огромными бревнами. Днём на этих брёвнах грелись целые стаи наездников со страшными длинными жалами. Я их боялся. Ещё через неделю мы уехали домой. В Москву я привёз три килограмма минералов - кварца, барита, яшмы и неизвестных мне красивых кристаллов.

Я очень люблю своего дедушку и мечтаю в это лето снова поехать с ним в Архыз.

Разрушенный мост

Два Виталия

Проект ученика 4А класса школы N149 г.Москвы Лебедева Виталия на тему: Архыз - мой любимый уголок Кавказа.

В проекте использованы фотографии из семейного альбома, а также фото В.Каурова (Лунная поляна и перевал Федосеева), фото из проспекта турфирмы ГЕО-САО (фотография БТА), фотографии друзей из Ростова (Озеро Любви, Труженик, Лесной красавец, Катание на рафте).