К отчету

7.1. Ак-Шийрак

Занос заброски к реке Сары-тор

По сыртам вдоль реки Кумтор

Пер. Союзмультфильм (1Б, 4450)

Пер. Каинды (1Б, 4300)

Пер. Гражданская Оборона (3А, 4640)

Пер. Петрова (1Б, 4370)

Пик Орой Южный (2Б, 5020)

в. Рикошет (2А, 4920) и пер. Золотарева (2Б)

Выход за заброской к р.Сары-тор

8.2. Куйлю

Пер. Долина реки Сарычат. Переправа через реки Ирташ и Куйлю Зап.

Пер. Туманный (2А, 4650)

Пер. Айсбайль (4520) + пер. Сергея Бодрова мл. (2А, 4560)

Пер. Песня Сольвейг (2А, 4600)

Пер Магнит (3А, 4700)

Долины рек Кара-тор и Каракол-тор

7.3. Терскей-Алатау

Пер. Джигит (3А, 4800)

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

7.1 Ак-Шийрак

Заброска к реке Сары-тор

17.08. Утром пасмурно, накрапывает дождик. Хотя мы и находимся на высоте 3600 метров, но гор до сих пор не видели, хребет Ак-Шийрак плотно укутан облаками. Выходим в 7 часов. Маршрут к реке Сары-тор строим исходя из нежелательности пересечения границы территории кампании Кумтор. Накануне вечером я  сделал попытку уточнить границы Кумтора, и с этой целью подошел к охране у въезде на территорию. Со мной отказались общаться, и потребовали, чтобы мы уезжали, туда, откуда приехали. Решили использовать информацию о границах территории из отчета Ремизова.

Приходится идти в обход. Из лагеря у озера, в 1.5  километрах от пункта охраны, уходим на север, ориентируясь на седловинку, правее в. 3803. Постепенно забираем на восток. Проходим правее озер, показанных на карте. Сырты слегка заболочены, но идти легко. Через 2 часа доходим до реки, текущей с перевала Джукучак. Переходим ее вброд, без ботинок, воды по колено.  Далее идем на восток, параллельно реке Сарычат, но не спускаясь к ней.

В 13 часов оставляем заброску в нише бод большим камнем, не доходя 2 км до реки Сары-тор, чуть южнее в. 3928. Убираем продукты в мешки из под сахара, складываем их в нишу, и заваливаем камнями.

В лагерь возвращаемся тем же путем, немного срезая в конце. На обратном пути сильно чувствуется высота.  К стоянке подходим в 17.30. Ребята, оставшиеся в лагере готовят ужин.

По сыртам вдоль реки Кумтор

Ночевка у озера

18.08.  Выходим в 7.50. Пересекаем основную дорогу, и по колее, в сторону опоры ЛЭП, выходим на берег р. Кумтор. Два перехода идем по сыртам вдоль реки, пока не выходим на грунтовую дорогу, переводящую нас через реку Кумтор по мосту. Мост деревянный, но довольно прочный. По этой дороге, видимо, и заезжают туристы в долину реки Карасай или к ледникам Борду и Акбель. По этой дороге идем в сторону некатегорийного перевала Акбель, разделяющего массивы Ак-Шийрак и Суек. По камешкам перепрыгивая через речки Борду Сев. и Южн.

После переправы через реку Борду Южная дорога забирается вверх на склон, в южном направлении. Дойдя до выполаживания, в месте небольшого поворота дороги, уходим с нее в направлении склонов вершины 4492.

Поднявшись на один из холмов, внизу, на травяных лугах, увидели лагерь егерей, как нам рассказали в Караколе, они ведут здесь какие-то наблюдения. Дабы не встречаться с ними, и не платить штраф за пребывания в заповеднике, решаем остановиться на ночевку за холмом у живописного озерца. К тому же сказывается высота, и группа немного подустала.

Перевал Союзмультфильм (1Б, 4450, первопрохождение)

Снежно-ледовый перевал Союзмультфильм расположен в юго-западной части района Ак-Шийрак. Перевал соединяет ледник Казан с одним из правых притоков ледника Кара-Сай Северный. Перевал является самым простым путем на ледник Кара-Сай, так как соседние перевалы, такие, как пер. Акбель Вост., пер. Борду Юж., пер. Гляциологов, имеют категорию сложности 2А, и требуют навески перил.

Долина реки Казан

Подъем на седловину пер. Союзмультфильм

19.08. Вышли 6.10, не завтракали, очень хотелось пораньше проскочить мимо егерей в долину реки Казан. Утро ясное. За два перехода доходим до входа в долину. Несмотря на крутые боковые склоны, дно долины плоское, набора высоты практически нет. По правому берегу реки проходим около 2 км вглубь ущелья, где на полянке и устраиваем завтрако-обед.  Наш перевал предположительно за углом, правее вершины, возвышающейся над ледником.

От места обеда за час поднимаемся на плоскую часть ледника Казан по его правобережной морене. Связываемся, так как ледник закрытый, и могут быть трещины. Перевал все еще скрыт от нас склонами вершины справа.  Ледник Казан ровный и не имеет больших разрывов. Его средняя крутизна 15-20 градусов.

Пересекаем ледник, и поднимаемся вверх, придерживаясь снежных склонов справа по ходу. Погода постепенно портится. Небо затянули облака.

Справа постепенно открывается наш перевал. К тому моменту, когда мы доходим до поворота ледника на право, погода совсем испортилась, налетел ветер, пошел снег. Решили ставить платки. Вырыли в снегу площадки  и установили лагерь.

20.08. Сутра  небо открыто. В левой части цирка виден не пройденный  осыпной перевал на ледник Борду Южн. На наш перевал выводит снежный склон крутизной 20 градусов. Связываемся и в 7.30 выходим. За переход поднимаемся на перевал. Перед седловиной небольшой закрытый бергшрунд, который легко прощупывается.

Пер. Союзмультфильм от начала лед. Кара-сай Сев.

Спуск с пер. Союзмультфильм на восток

Седловина перевала широкая, при необходимости здесь можно поставить палатки. Тур мы сложили на скальных выходах в ее правой части. С перевала можно совершить радиальные выходы на непройденные вершины к северу и югу от седловины.

Вниз ведет снежный склон крутизной до 30 градусов, постепенно выводящий на пологий ледник, который является притоком ледника Кара-Сай Сев. На леднике много снега, но вниз идется легко, хотя кошки подлипают. В центральной части ледника небольшие разрывы, которые обходятся справа по ходу. Постепенно ледник становится открытым, поперечные трещины легко перепрыгиваются. Видно, что в районе языка ледник достаточно крутой, и мы, опасаясь разрывов, двигаемся к правобережной морене, где отдыхаем и развязываемся. До морены от перевала доходим за час. Открывается отличный вид на верховья ледника Кара-Сай Сев.

Далее мы продолжаем спуск, по склону морены. Нижняя часть ледника Кара-Сай Сев., показанная на карте, растаяла. Теперь на ее месте множество больших и маленьких моренных озер. Траверсируя правый склон долины реки Карасай, спускаемся вниз. Среди моренных валов мы нашли чистое озерцо, где и пообедали. После обеда мы начали обходить озера, в нижней части ледника Кара-Сай Сев., по моренным валам, пока не уперлись в исток реки Карасай, в восточной части долины.

Река Карасай достаточно глубокая, но течение здесь не сильное. Мы переходим ее вброд парами. После переправы проходим еще 30 минут, после чего в 17.40 встаем на ночлег на берегу живописного озера.

Перевал Каинды (1Б, 4300)

Перевал Каинды представляет собой переметный ледник. Он ориентирован с запада на восток, и соединяет долины рек Карасай и Каинды. Прохождение перевала не представляет технической сложности, но может потребоваться использование связок.

Долина реки Кара-сай

21.08. Вышли в 7.20. Ясно.  Путь к перевалу Каинды идет по травянистым террасам правого борта долины реки Кара-Сай Южн с небольшим набором высоты, террасы постепенно переходят в каменистую морену ледника. Мы не стали выходить на ледник Кара-Сай Южн. у его языка, а прошли по морене до впадения мощного правого притока.

Первый правый приток имеет ширину более одного километра. Ледник открытый, набора высоты практически нет. Мы выходим на лед, и пересекаем приток в направлении правого борта ледника Кара-Сай Южн., представляющего собой осыпной склон. В этом месте переходим на основной ледник, и идем по центральной его части в сторону перевала.

Ярко выраженной седловины нет, в этом месте ширина ледника составляет около одного километра, а протяженность пологой переметной части около двух километров. На перевал мы поднялись в 11.30, сделали групповое фото и начали спуск. Время подъема от места ночевки составило три с половиной часа. Погода начала портиться.

Спуск с пер. Каинды на восток

Спуск с перевала проходит по леднику Каинды. Ледник имеет снежный покров, кое-где видны небольшие трещины. Мы принимаем решение связаться. На всем своем протяжении ледник пологий, его крутизна не превышает 20 градусов.

Спускаемся ближе к левому борту ледника до моренных нагромождений, в месте предполагаемого слияния с ледником Веерообразный.  Место соединения долин ледников Каинды, Веерообразный и Экспедиционный сплошь заполнено конгломератом. У выхода на морену, в 15.00, устраиваем обед. Начинает идти снег. Мы быстро сворачиваемся, и выходим в направлении вершины между ледниками Экспедиционный и Веерообразный, она служит хорошим ориентиром. Идти приходится по зачехленному леднику, поднимаясь по крутым осыпным и конгломератным склонам. Вынуждены постоянно обходить ледовые сбросы.

На вершине одного из осыпных гребней, примерно в 1.5  км от ледника Каинды, находим чистое озеро и отличные места для стоянки.  Погода улучшается, любуемся видами и закатом.  От места обеда до ночевки дошли за два перехода.

Перевал Гражданская Оборона (3А, 4640, первопрохождение)

Снежно-ледовый перевал Гражданская Оборона расположен в центральной части хребта Ак-Шийрак и соединяет западную ветвь ледника Веерообразный с юго-восточной частью ледника Петрова. Перевал ориентирован с севера на юг. Сложность перевала определяется его северным склоном. В межсезонье перевал может быть лавиноопасен. При планировании маршрута мы располагали фотографиями определяющей северной стороны перевала. При прохождении с юга нами была выбрана наиболее простая седловина.

22.08. Утром ясная погода. Из лагеря вышли в 7.30. За тридцать минут от места ночевки доходим до реки, вытекающей из ледника Экспедиционный. Переходим на противоположный берег, в месте разделения ее на несколько рукавов, по камешкам. Впереди виден крутой язык ледника Веерообразный. Выходить на ледник удобнее в западной его части, чуть выше языка, здесь немного положе.

Ледник Веерообразный имеет крутой язык, а далее, в нижней части он достаточно спокоен. В его более спокойной восточной ветви известно два перевала: Скальный(2А) и Птицы(2Б). В западной ветви, имеющей больший размер, чем восточная, не было известно ни одного перевала. Западная ветвь имеет две характерные ступени, образованные ледопадами в центральной части ледника. Ступени выводят на пологую часть ледника, откуда возможны перевалы как на ледник Экспедиционный, так и на юго-западную и юго-восточную ветви ледника Петрова.

Ледник Веерообразный

После выхода на ледник мы движемся по его центральной пологой части. Впереди, по центру западной ветви видны разрывы. Намечаем путь их обхода справа по ходу, ближе к скалам, разделяющим ветви ледника. На леднике начались трещины, через некоторые перепрыгиваем, некоторые проходим по снежным мостам. Связываемся и одеваем кошки. На первую ступень ледника идет достаточно пологий подъем. Вторая ступень покруче. Ледопад в центральной ее части обходим по ледовому склону справа, крутизна склона 25-30 градусов, длинна 80 м.

Выше ледопада ледник закрыт. Пытаемся пройти по центральной его части, но продвигаемся вперед очень медленно. Выбирать путь приходится на ощупь, некоторые трещины достигают ширины 3-5 метров. Первый участник пару раз не глубоко проваливается в трещину. Решаем уйти вправо ближе к скалам, и попытаться пройти там. К скалам проходим вдоль одной из больших открытых трещин. Здесь трещины меньше, и провалиться туда с рюкзаком не возможно. Поднявшись вдоль борта долины, по некрутому снежному склону, выходим на плоскую часть ледника, в цирк нашего перевала. На леднике перекусываем, время подъема от выхода на ледник 2 часа 50 минут.

Пока основная часть группы доедает перекус и обвязывается, первая связка выходит провешивать веревки на перевал. С юга на седловину ведет ледовый склон, крутизной 40-45 градусов и длинной 100 метров. В нижней части склона бергшрунд, который проходится по снежному мосту. Обе перильные веревки крепим на бурах, лед очень жесткий. Всей группой поднимаемся на перевал.

Седловина узкая, стоять можно только у выхода скал, так как в других местах это просто острый ледовый гребень. На скалах складываем тур. За каких-нибудь пол часа погода резко испортилась, задул сильный ветер, пошел снег. Видимость упала до 50-300 метров.

Спуск с перевала в сторону ледника Петрова оказался несколько сложнее, чем мы предполагали. В связи с создавшимися погодными условиями и при дефиците времени, решено было спускаться обратно на ледник Веерообразный, и там ночевать. Мы отошли около 200 метров от перевального взлета, и поставили палатки на пологом леднике. Веревки при этом решили не снимать, чтобы воспользоваться ими на следующий день. Подъем на перевал всей группой занял час, просмотр спуска на ледник Петрова и спуск обратно 40 минут.

Подъем на пер. Гражданская Оборона с лед. Веерообразный

23.08. Утром погода не улучшилась, по прежнему идет снег, дует ветер, видимости нет. В такую погоду перевал идти нельзя. К вечеру выглядывает солнышко, облака уходят. Ночью звездное небо.

24.08. Ясное утро. Собираемся и выходим в 8.30. Подъем на перевал по уже провешенным перилам занял 1 час. На перевале не проводим много времени, пока часть группы фотографируется, остальные уже вешают веревки на спуск.

Верхняя часть северного склона перевала Гражданская Оборона является очень крутой. Уклон ледового склона достигает 60-70 градусов. Далее крутизна несколько падает. С перевала до пологой ступени провешиваем 140 метров перил. При закреплении второй веревки возникает много проблем. Ледовый склон здесь переходит в снежный. Нам долго не удается закрепить вторую веревку, так как склон все еще очень крутой, а снег сухой и сыпучий. Докопаться до льда нам не удалось, а ни ледоруб, ни что-то еще в таком снегу не держат. Было принято решение поднятья до большой поперечной трещины, ширина которой около 2.5 метров, в нижней части первой веревки, и попытаться вкрутить бур в ее боковую стенку. Но лед по краям трещины тоже оказался не жестким. В итоге удалось вбить ледоруб в нижнею часть трещины, и на нем закрепить перила.  В месте крепления третьей веревки опять появляется открытый лед, веревку крепим на бурах. В конце третьей веревки, перед пологой полкой, большой бергшрунд и  отвесный ледовый склон до 5 метров. Первую и третью веревки сдергиваем буром-самосбросом, вторую веревку снимает последний участник с нижней страховкой и без рюкзака.

Пер. Гражданская Оборона с лед. Петрова

На пологой ступени собираемся всей группой и связываемся. Со ступени на ледник Петрова ведет снежный склон с большими разрывами. Мы проходим в правую часть ступени, и уже там начинаем спускаться. Идем по снежным мостам между гигантскими разрывами. На некоторых участках движемся с попеременной страховкой. За разрывами начинается снежный склон, крутизной 30-35 градусов. По склону съезжаем на попе, в связках. От седловины до ледника спускались 4 часа. После спуска на ледник Петрова перекусываем и фотографируем наш перевал.

Юго-восточная ветвь ледника Петрова пологая, уклон не превышает 10-15, а в основном составляет 5 градусов. Сильных разрывов и больших трещин нет. Движемся по центру ледника. Приходится обходить несколько огромных мульд. На леднике небольшая тропежка. Проходим мимо небольшого рукава справа, отсюда на ледник Джаман-су ведет перевал Шукшина(2А).

На ледник опускается облако. Все заволокло пеленой. Мы уходим к правому борту ледника. Скалы борта - хорошие ориентиры в тумане. Начинают звенеть ледорубы в руках, электризуется поларовая одежда. Время 17.00. Мы решаем вставать на ночевку, до поворота к перевалу Петрова осталось около 1.5 км. Все железо собрали, и отнесли подальше от лагеря. Ледник в месте ночевки открыт, воду берем из трещины.

Перевал Петрова (1Б, 4370)

Перевал Петрова является переметным ледником и соединяет два мощнейших и наиболее красивых ледника Ак-Шийрака.  Он является самым простым путем из западной части массива в восточную. Перевал расположен в хребте между ледниками Петрова и Джаман-су, к северу от вершины 4690.

На лед. Петрова

Вид на северную ветвь лед. Петрова

Группа на пер. Петрова

25.08. Утром туман, который за время сборов то рассеивается, то снова сгущается. Выход в 7.40. Идем вдоль правого борта ледника до поворота к перевалу Петрова.

Перевал представляет собой глубокое и широкое понижение в гребне. Подъем на него пологий, не превышает 15-20 градусов. Встречаются небольшие трещины. Облака, подогретые солнцем, уходят вверх и рассеиваются.

Седловина перевала широкая, тур сложить негде. Подъем от места ночевки занял у нас 1.25. Открывается потрясающий вид на южную часть ледника Джаман-су.

На ледник Джаман-су спускаемся, немного забирая на север. Спуск пологий. Ледник имеет большие трещины, но они хорошо видны, и не представляют опасности. Мы идем в связках по центру ледника. Впереди виден поворот к леднику Солнечный. Нижняя часть ледника Джаман-су открыта. За два перехода доходим до морен перед ледником Солнечный. Морены ледников Джаман-су и Солнечный смыкаются вместе, переходя одна в другую. Взбираемся на одну из них и обедаем на камешках у реки.

Вид с пер. Петрова на юго-восток

После обеда за переход подходим к языку ледника Солнечный. Вопреки имеющимся у нас описаниям, поднимаемся на ледник по центру, а не по левой морене. Это помогает сэкономить время.

Ледник Солнечный имеет спокойное течение. Больших разломов нет, хотя маленькие трещины встречаются. По открытому леднику мы за 40 минут доходим до левобережной морены, перед склонами, ведущими к Обзорной седловине. На морене находим ровные площадки и ставим лагерь. Хорошо виден перевал Золотарева. Пошел мелкий снежок.

Пик Орой Южный (2Б, 5020, радиально с ледника Солнечный)

Изначально нами планировалось восхождение на основную вершину пика Орой, но из-за ухудшения погоды и отсутствия видимости, после подъема на южную вершину мы вынуждены были повернуть обратно.

Пик Орой расположен в отроге, разделяющем ледники Орой и Чомой, между перевалом 35 лет Победы, с севера, и пиком Пермь, с юга.

27.08. Утром пасмурно, за последние полтора суток  выпало около 70 см снега. Погоду трудно назвать хорошей, однако видимость есть. Решили выходить на восхождение, так как понимали, что после вчерашней отсидки это наш последний шанс подняться на вершину, завтра времени уже не будет.

пер. Золотарева с лед. Солнечный

Перед выходом на ледник Солнечный связались. Седловина перевала Золотарева хорошо видна. Идем по центральной части ледника. Тропежка. На подходе к перевалу появились трещины, под свежевыпавшим снегом их не видно. Идущий первым несколько раз проваливается одной ногой. Крутизна ледника плавно увеличивается, и он постепенно переходит в перевальный взлет крутизной до 25 градусов. Поднимаемся на правую часть седловины. Перед седловиной большая открытая трещина, переходим ее по снежному мосту. От стоянок на морене ледника до седловины поднялись за 1.40.

Перевальная седловина широкая и ровная, можно поставить палатки, правда, лучше это сделать в 100 метрах восточнее, на гребне, за надувом. Тура не нашли.

На восток к вершине Пермь ведет снежно-ледовый гребень с выходами скал. Идем вверх по гребню. Гребень поднимается ступенями. Открывается западный снежно-ледовый склон пика Орой. Видно, что по нему можно подняться на маленькую седловинку с юга от вершины, а затем по скальному гребню на саму вершину.

Наш гребень и западный склон пика Орой разделяет снежное корыто, которое ведет с ледника Орой к непройденному перевалу между вершинами Пермь и Орой. Для спуска в корыто вешаем 50 метров перил на ледобурах. Ледовый склон покрыт значительным слоем снега. В нижней части перильной веревки маленький бергшрунд. По перилам спускаемся на снежную полку и, в связках, уходим по ней вправо. Спусковую веревку с гребня решаем не снимать, чтобы во время возврата не провешивать ее снова. На дно корыта ведет снежный склон, рассеченный огромной трещиной. Трещину переходим по снежному мосту, с переменной страховкой. На дно корыта от перевала Золотарева дошли за два с половиной часа.

Путь подъема на в. Орой Юж.

Дно корыта пологое. Много снега, проваливаемся по колено. Из корыта по 30 градусному короткому склону выходим, на гребень, разделяющий западный склон и корыто. Крутизна гребня около 35 градусов, его нижнюю часть пересекают несколько закрытых трещин. Идем по гребню, не приближаясь близко к краю, в сторону корыта обрываются карнизы. На подходе к скальному гребню пика Орой отклоняемся влево по ходу и выходим на снежную седловину. Погода ухудшилась, дует ветер, идет снег.

С седловины начинаем движение в сторону вершины. По скальному гребню лезем в связках. По разрушенным скалам поднимаемся справа от гребня. Кошки снимать не стали. За 1.40 подъема от корыта выходим на южную вершину пика Орой. Идет снег, гремит гром, соседняя, главная вершина еле различима. Решаем спускаться вниз, в сторону лагеря. Тур складывать не стали.

До корыта с южной вершины спускаемся за час. С трудом находим оставленную веревку и поднимаемся на гребень к перевалу Золотарева. На время приходится прекратить спуск. Железо звенит и светится. Снимаем его с себя, относим за 30 метров. И пережидаем грозу за снежным надувом. Через некоторое время ветер немного успокаивается, грома уже не слышно. Решаем продолжить спуск, видимости по-прежнему нет.  До перевала Золотарева по гребню спускаемся за 30 минут. Еще через час приходим в лагерь на морене ледника Солнечный.

Первовосхождение на вершину Рикошет (2А*, 4920, радиально с перевала Золотарева) и перевал Золотарева (2Б, 4700)

Вершина Рикошет замыкает отрог, разделяющий ледник Солнечный и Северную ветвь ледника Джаман-су.  На западе и на востоке снежно-ледовые склоны вершины спускаются к перевалам Казахстан(3А) и Золотарева(2Б). Нами было совершено первовосхождение на вершину с перевала Золотарева, по ее северо-восточному склону.

Снежно-ледовый перевал Золотарева соединяет ледники Солнечный и Орой. Он ориентирован с севера на юг. Сложность перевала определяется его северным склоном.

28.08. Утром шикарная погода, ясно, солнечно. Из лагеря на морене ледника Солнечный, выходим в 8.45. До перевала Золотарева доходим за 1.20. Путь на перевал описан ранее.

С перевала Золотарева хорошо просматривается спуск с перевала Казахстан (3А) на ледник Онтор. После двух суток почти непрерывного снегопада склоны перевала выглядят лавиноопасными. Идти перевал Казахстан в таких условиях страшно. Чтобы не рисковать решаем воспользоваться запасным вариантом и пройти перевал  Золотарева насквозь, а вместо траверса вершины 4920, подняться на нее радиально.

в. Рикошет (4920)

С перевальной седловины выходим на восток, под склоны вершины 4920. Поднимаемся на снежную полку, в которую переходят северные склоны вершины. Если идти траверсом с перевала Золотарева на перевал Казахстан, то гораздо проще и быстрее идти не через вершину 4920, а по снежной полке. Полка имеет ширину около 50-70 метров, и если с южной стороны она ограничена склонами вершины, то на север она обрывается отвесными ледовыми сбросами на ледник Орой. С перевала на полку поднимаемся за 30 минут.

Оставляем вещи, обвязываемся и выходим на вершину. К вершине ведет 200-250 метровый ледовый склон крутизной 35-40 градусов. Поднимаемся в связках с попеременной страховкой. На льду слой снега, кошки держат хорошо. На гребне вершины, по всей его длине, снежный карниз. Первая связка прорубает карниз и вылезает на вершину.

В действительности вершина 4920 представляет собой гриб. С плоской макушки во все стороны висят снежные карнизы. Стало понятно, что подъем всей группы на вершину не безопасен. Было принято решение направить вниз участников группы, которые были в процессе подъема, и запретить подниматься тем, кто еще находился внизу. Уже поднявшиеся участники спускались в связках, на три такта  с переменной страховкой на ледобурах.

Все благополучно спустились на снежную полку, взяли рюкзаки и продолжили спуск в связках до перевала Золотарева. На вершину Рикошет, с полки под ее склоном, поднялись за 40 минут, спустились за 30 минут.

Восхождение на вершину 4920 является объективно опасным мероприятием. Велика вероятность обвала снежного карниза.

Вид с ледника Орой на юг

На перевале перекусили и начали спуск в сторону ледника Орой. Первые 30 метров северного склона перевала, крутизной 35 градусов проходим в связках. Дальше крутизна увеличивается до 45-50 градусов. Лед покрыт тонким слоем снега. Мы организовали перила на ледобурах. Всего на спуск с перевала было провешено 250 метров перил. Последнюю веревку повесили не прямо вниз, а правее по ходу, ближе к скалам. Это позволило нам пересечь бергшрунд в месте, где он закрыт и забит снегом. Для снятия веревок использовался бур-самосброс. Спуск с перевала Золотарева на ледник Орой занял у нас 3 часа. После снятия последних перил, группа связалась в две связки и продолжила  спуск по леднику Орой.

Ледник Орой пологий, в верхней части он закрыт снегом. Приходится тропить. Много набольших трещин, заметных по иному цвету снега. Спускаемся по центру ледника. Справа видны крутые скальные северные склоны вершины Орой. В нижней части ледник открыт, его рассекает несколько продольных трещин-ручьев. Сход с ледника прямо по центру, язык не крутой. Из под перевала до конца языка мы дошли за час.

Еще за 20 минут по левому берегу реки Орой доходим до удобных галечных площадок, на ее берегу.

Выход за заброской к реке Сары-тор

29.08. В 6.40 выходим за заброской. Филков Андрей остался в лагере с девушками, он заболел. От реки Орой переваливаем через травянистый гребень и идем на запад в километре, параллельно реке Сарычат. Местами сырты заболочены. Реки с ледников Безымянный и Сары-тор легко переходятся по камням. В 11.00 пришли к месту оставленной заброски, нашли его легко. К счастью все вещи и продукты целы. В лагерь возвращаемся к 15.10.

30.08. Утром идет снег. Идти можно, но в такую погоду не хочется. К тому же состояние Андрея ухудшилось, у него очень сильный кашель и хрипы в груди. Антибиотики и другие лекарства не помогают.  К вечеру состояние больного только усложнилось, зато выглянуло солнышко.

Лагерь расположен на достаточно большой высоте, 3800 метров. Не дожидаясь развивающегося воспаления легких, решаем спускать Андрея вниз. С больным вниз уходят Глушко Д. и Виницкий А. Решено было напрямик идти к территории компании Кумтор, и там просить помощи в эвакуации больного с сопровождающими в Каракол. На следующий день ребята дошли до территории компании, где их накормили и поселили, а Андрея обследовали. Утром на вахтовке всех увезли в Каракол.

Перед разделением, если ситуация не потребует срочного отъезда ребят в Москву, договорились встретиться перед третьим участком маршрута в а/л Каракол. Основная же часть группы продолжила маршрут впятером.