Снегоступы в горном походе – как это работает.

Снежный покров и рельеф в весенних горах.

Для тех, кто не может прожить без вылазки в горы больше полугода в условиях мегаполиса, традиционные майские праздники - удобное время для проведения похода. Однако состояние большинства горных районов в этот период характеризуется одним словом – «межсезонье». Атлантические циклоны в марте приносят в горные районы Кавказа и Средней Азии огромное количество осадков. К концу марта – середине апреля высота снежного покрова в горах достигает максимальных значений. Затем наступает быстрая весна – период интенсивного схода мокрых лавин. В дневное время при солнечной погоде снежный покров раскисает до такого состояния, что передвижение по нему невозможно.

Часто единственно возможной тактикой передвижения в горах в таких условиях является ночной режим. Но и передвижение ночью не всегда решает проблемы. Если ночью температура оказалась недостаточно низкая, то образовавшийся наст не держит. Носки ботинок цепляются за наст снизу и, в результате, получается двойная «тропежка». Сначала надо пробить наст ногой сверху, затем вытащить ее, пробив часть наста с обратной стороны. Все эти факторы приводят к тому, что скорость передвижения  группы по весеннему снегу не превышает 2 км/час. А на практике может составлять в среднем 0.5 км/час при огромных энергозатратах.

В нижних частях долин нет сплошного снежного покрова, но локальные углубления закрыты снежниками. Передвижение по таким долинам – это сплошное чередование снежников и участков травяных склонов. В этих местах снежники не замерзают даже ночью и пересечение каждого из них – это тяжелая «тропежка». В условиях сплошного снежного покрова можно было бы применить лыжи. Пересекать переметенные весенними снежниками долины на лыжах крайне неудобно, т.к. или придется идти половину времени в лыжах по траве и камням или несколько десятков раз в день одевать и снимать их.

Собираясь очередной весной в горный поход в район Чаткальского хребта (Западный Тянь-Шань), наша команда решила попробовать использовать снегоступы.

Никто из команды ни разу не применял раньше снегоступы, а времени проверить и подогнать по ноге их до похода тоже не было. Но наши опасения, что без тренировок ходить в ступах под рюкзаком неудобно или опасно исчезли с первых шагов. Вся подгонка и одевание снегоступов у группы заняло не более 15 минут. Интересно, что никаких затруднений в передвижении не было. Все встали и пошли в снегоступах без проблем. Несмотря на наши предубеждения, оказалось, что хождение в промышленных моделях снегоступов не требуют тренировки, а подгонка по ноге занимает минуты. Сразу же энергозатраты на передвижение уменьшились и группа побежала. Очень порадовало, что системы крепления на ноге очень хорошо продуманы и позволяют очень быстро одевать и снимать снегоступы стоя и без необходимости снимать рюкзак и садится. Это оказалось очень хорошим решением проблемы преодоления низовой части долин пересеченных кислыми «снежниками» решилась. В общем, первый день использования снегоступов оказался успешным. Снегоступы всех очень порадовали.

 

Наиболее успешные тактики передвижения в снегоступах на различных участках склонов при разном типе снега.

(глубина проваливания оценивалась для человека с тяжелым  рюкзаком суммарной массой 110-120 кг в снегоступах, во всех случаях, кроме оговоренных движение в режиме со свободной пяткой)

Передвижение по равнине.

           

Кислый снег с глубиной проваливания до 5-20 см. При прочном снеге когда глубина проваливания составляет не более 5-10см оказалось неудобно идти по следам. Группа шла шеренгой. При этом энергозатраты невысоки и передвигаться легко и комфортно. Передвижение без снегоступов в тех же условиях - это тяжелая и средняя «тропежка» со сменой лидера.

 

 

 

Очень кислый снег с глубиной проваливания до 30-100 см.

Когда снег настолько раскис (проваливание 50-100см), что передвигаться в нем невозможно - в снегоступах еще можно тропить! Получается передвижение со средней  тропежкой в снегоступах со сменой лидера со скоростью 1.5-3 км/час по следам.  При этом типе снега лучше использовать снегоступы в режиме закрепленной пятки, т.к. это позволяет обеспечить контроль горизонтального положения поверхности снегоступа. Если ставить снегоступ не параллельно поверхности, то очень в кислом снегу он сползает в сторону и можно упасть.
Прочный наст.  Бывает с 6 до 8-10 часов утра в зависимости от освещенности склона и погоды. Очень быстрое уверенное передвижение  без проблем. При этом без снегоступов передвижение может быть очень изматывающим. Например, сильное неожиданное проваливание на 50-100см раз на 5-10 шагов или попадание на участки хрупкого наста.
(видео (10мб))
Хрупкий наст. Передвижение по хрупкому насту дает неожиданный результат. Такой наст проваливается на глубину 5-10 см в виде большой подушки отстоящей на 30-50 см вокруг снегоступа, и не образует четкое отверстие под обрез краев снегоступа, как это происходит под ботинком. Следующие за лидером идут по цепочке слегка продавленных и потрескавшихся плит площадью около 1 м2 и уже не проваливаются.

Подъем по склону 20-40о.

Кислый снег с глубиной проваливания до 5-20 см. На склонах небольшой крутизны можно комфортно двигаться и вертикально вверх по склону и небольшими траверсами. При увеличении крутизны, успешным способом подъема оказался лыжный способ подъема «елочкой».  По цепочке таких развернутых следов можно подниматься друг за другом. Так же при небольшой крутизне можно двигаться траверсом на подъем. Подъемы типа «лесенки» себя не оправдали, т.к. снегоступы хуже держат в поперечном направлении и ступени обваливаются вниз.

Очень кислый снег с глубиной проваливания до 30-100 см. При таком типе снега применение подъема «елочкой» не оправдано. Удобнее формировать большие вертикальные ступени. Подъем получается очень быстрым, но не совсем удобным, из-за того, что приходится делать очень большие шаги. (например при небольшом росте участников – это было бы затруднительно)

Прочный наст. При небольших уклонах проблем не возникает , т.к. поперечные гребенки при незакрепленной пятке уверенно удерживают на снегу. При повышении крутизны уклона может потребоваться пробивание наста или снятие снегоступов.

Хрупкий наст. При движении образующиеся плиты хрупкого наста уже под некоторым углом к поверхности, поэтому движение несколько легче чем по прочному насту. При повышении крутизны склона и хрупкости наста удобнее формировать некоторое подобие ступенек.


Спуск по склону 20-40о.

Для всех способов спуска в снегоступах наиболее неудобным и опасным оказались спуски с траверсом склона, т.к. при этом снегоступы ведут себя нестабильно. Поэтому в снегоступах мы в итоге предпочитали по возможности спускаться строго по линии воды, даже если спуск был более крутой, чем вариант спуска с травесом .

Кислый снег с глубиной проваливания до 5-10 см. Нога в креплении снегоступа ставится также как и при обычном спуске, при этом режим незакрепленной пятки позволяет пластику оставаться параллельно поверхности. В этих условиях спуск очень быстрый и стабильный. Снегоступы при таком режиме вполне позволяют бежать на спуск даже с рюкзаком.

Очень кислый снег с глубиной проваливания до 30-100 см. При кислом снеге нужно загружать пятку снегоступа , которая проваливается сначала вперед носка , а затем слегка отстает. Иногда снегоступ проезжает некоторое расстояние до того как снег уплотнится и начнет его держать. В итоге, спуск получается быстрым с большими шагами  с образованием глубоких следов. При этом плоскость снегоступов не всегда остается стабильно горизонтальной. Часто получаются падения. В этом случае очень оправдано применение режима закрепленной пятки , если конечно модель это позволяет. Нужно очень хорошо отдавать себе отчет, в   отсутствии лавиноопасности склона по которому вы спускаетесь!  

Прочный наст. Спуск по прочному насту при небольших уклонах на представляет проблем. При увеличении крутизны склона вероятность падений значительно выше, чем при движении без снегоступов, поэтому если возможное падение безопасно (нет опасных зон куда можно улететь) удобнее использовать снегоступы. Если падение потенциально опасно – лучше снять снегоступы. При большой крутизне и прочности наста снегоступ начинает стабильно медленно ехать как лыжа. При некотором лыжном навыке на снегоступах удавалось даже съезжать по таким склонам, как на лыжах, что привело к мысли создания некоторого скользящего plugin’а для снегоступа, который превратит его в небольшие лыжи.

Хрупкий наст. При движении под спуск нагрузка на снегоступ значительно выше за счет увеличения динамической составляющей. Поэтому хрупкий наст пробивается снегоступом в то в виде плит , то виде отверстий, которые расположены каждый раз под разным углом. Что незначительно затрудняет движение на спуск по сравнению с движением по равнине.


Траверс склонов до 30о.

Наиболее затруднительный способ передвижения на снегоступах. При наличии в конструкции снегоступа подвижности по крену узла крепления ботинка,  крутизна комфортно и безопасно траверсируемых слонов увеличивается.

Кислый снег с глубиной проваливания до 5-10 см.  Удобное движение без проблем при формировании горизонтальных ступеней и затем по следам.

Очень кислый снег с глубиной проваливания до 30-100 см.  Первое о чем надо подумать при пересечении траверсом склона с очень кислым снегом – надо ли вообще так делать? Подрезание траверсом склона с кислым снегом может привести с спуску лавины и гибели людей! При движении в снегоступах траверсом по кислому снегу требует горизонтальной постановки поверхности снегоступа, т.к. в противном случае снегоступ неконтролируемо сползает вниз по склону. После образования ступеней следующие за лидером доформировывают ступени и двигаются без особых проблем. Режим закрепленной пятки удобнее.

Прочный наст. Движение траверсом по прочному насту возможно только при небольшой крутизне , иначе начинаются падения.

Хрупкий наст. При движении получалось пробивание небольших косых ступеней.  Зубья и параллельные гребенки стабильно удерживают снегоступ на таких ступенях.

Смешанные и сложные участки.


 Пересечение лавинных выносов.  Верхняя часть свежих выносов мокрых лавин состоит из шариков снега различного диаметра, которые можно пересекать не снимая снегоступов.  Иногда удобнее использовать закрепленную пятку.

Каньоны. Весенние каньоны, заваленные снегом, представляют собой смешанные часто чередующиеся  участки снега, фирна и льда различной крутизны и прочности, переметенные лавинными выносами. Применение снегоступов в каньонах оказалось очень удачным. Они одинаково хорошо работали на всех участках , выполняя функцию снегоступов на глубоком снегу и функцию кошек при выходе на крутые жесткие участки.

Крутые участки до 45 о. В одном случае нам пришлось подниматься без рюкзаков по очень крутому раскисшему снежному склону, чтобы провесить веревку.  При этом успешной оказалась тактика передвижения небольшими зигзагообразными траверсами, с использованием ледоруба, как опоры.

Озера. Край озер оказался достаточно сложным для передвижения. Из-за понижения уровня воды пришлось двигаться траверсом по наклонному льду засыпанному снегом иногда попадая на открытие участки льда



Выводы

При использовании в походе оказалось, что снегоступы не требуют предварительной подготовки и не требуют для передвижения лыжных палок. Значительно повышают скорость передвижения и снижают энергозатраты, практически полностью исключают весенние факторы затрудняющие движение. Из-за применения снегоступов, в результате большой скорости прохождения маршрута относительно планируемой остались два лишних дня. Увеличивают безопасность прохождения смешанных участков за счет зубьев, т.к. на фирне и льду ведут себя как кошки.

Недостатки. Каждый снегоступ во время движения человека с рюкзаком подвергается нагрузке до 150-180 кг (с учетом динамической составляющей). Поэтому пластик поверхности и узлы крепления достаточно толстостенные и прочные. В результате масса пары снегоступов у некоторых производителей достигает 2 кг. Что достаточно много, например, в сравнении с цельнометаллическими кошками – где самые тяжелые модели не превышают 1.2 кг. Пожалуй, это единственный недостаток снегоступов, который можно отметить.

Для серьезных и продолжительных горных походов масса пары снегоступов  в 2кг неприемлема и пока использование самодельных микро снегоступов под кошку в таких походах более выгодно. Но для походов продолжительностью до 2-3х недель и особенно в межсезонье – это идеальный вариант средства передвижения.


Опасность применения.

Лавинная обстановка. Существует субъективная опасность необоснованного выхода на лавиноопасный (мокрая лавина) склон и движения по нему, т.к. проваливаешься не глубоко и притупляется ощущение лавиноопасности мокрого тяжелого снега.

Крутые склоны. Все же есть предел использования снегоступов на крутых склонах, который наступает около 45 град. При большей крутизне стоит переодеть кошки и оценить лавиноопасность склона. Так же есть повышенная опасность падения при спусках и траверсах на участках с прочным настом.


Сравнение моделей снегоступов TSL225 Rando и Salomon.  

В походе применялись две модели разных производителей. Снегоступы TSL225 Rando применялись (и взвешивались) без съемных кошек и полозьев. Модель TSL225 Rando была выбрана из богатого ассортимента снегоступов фирмы TSL, потому что это - средняя модель из ассортимента по таким параметрам, как площадь, вес и цена. Не зная специфики этого снаряжения, показалось логичным выбрать золотую середину. Снегоступы Salomon уже были куплены двумя участниками похода этой зимой.
Наиболее существенные характеристики моделей приведены в таблице.


TSL225 Salomon
Площадь, см2
~1200

~1200
Масса, кг ~1,8 ~2,0
Узлы крепления Стропы и пряжки. Резиновые ленты с дырочками
Фиксация пятки + -
Подвижность по крену системы крепления. - +
Зубья передняя поперечная гребенка + 6 больших круглых шипов по поверхности Передняя поперечная гребенка + 2 продольных гребенки

 

Внешний вид на рисунке TSL225 - желтый , Salomon - серый

При примерно одинаковой площади TSL225 оказался легче. При этом имеет быструю систему фиксации крепления пятки, которую можно переключать на ходу в зависимости от типа снежного покрова. Salomon вообще не имеет фиксации пятки, но его система крепления ботинка имеет свободный ход по крену, что очень существенно проявляется на траверсах склонов.

 

Фиксированная пятка TSL225                                                     Узел крепления , обеспечивающий подвижность по крену.

     Обе модели имеют примерно одинаковую переднюю алюминиевую гребенку для удерживания снегоступа в продольном направлении. В TSL225 смонтировано 6 больших круглых шипов по поверхности пластика.  В Salomon сделаны 2 продольных гребенки.  Шипы работают на льду и жестком фирне значительно лучше гребенок, но незначительно проигрывают им на траверсах. К тому же к TSL225 есть возможность прикрепить съемные кошки и полозья.


Система крепления ботинка в TSL225 сделана с использованием строп и  пряжек из вполне качественного пластика. У Salomon крепление сделано на резинках с дырками (на подобии брючного ремня). Снимать и одевать TSL225 быстрее, но резинки в отличии от строп, вообще не намокают и не смерзаются. Никаких подлипов снега на обоих моделях за поход не наблюдалось. В принципе системы крепления ботинка на обоих моделях вообще не вызвали за поход проблем, за исключением потери на стоянке части передней пряжки TSL225, которую скоро нашли.

 

Борис Малахов

Сергей Грабовский (фотографии)


Участники похода выражают глубокую признательность магазину "Шерпа" и лично Аркадию
Клепинину за предоставленные для тестирования снегоступы TSL225 Rando