На главную страницу сайта 

.

ОТЧЁТ

О ВОСХОЖДЕНИИ НА ВЕРШИНУ КОНГУР (7719)

ПО КОНТРФОРСУ СЗ СТЕНЫ

("МОСКОВСКИЙ ЭКСПРЕСС") 6А к.с.

(Третье прохождение маршрута)

.

.

1. ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

1. Район: Хребет Конгур-Музтаг (Китайский Памир).

Ущелье: Караяйляк

Номер раздела по классификационной таблице 2001 года - 11.3

2. Наименование вершины: Конгур.

Название маршрута: По контрфорсу С-З стены (“Московский экспресс”)

3. Категория сложности - 6А.

4. Характер маршрута: комбинированный.

5. Перепад высоты маршрута: 3988 м. (по показаниям GPS)

Протяженность маршрута: 7287 м.

Протяженность участков: V к.с. – 822 м., VI к.с. - 145 м.

Средняя крутизна: Средняя крутизна: основной части маршрута – 40,50, из них:

участки 5050-5250 – 500, 6500-6740 – 530, 6740-6850 - 480, всего маршрута – 33,40.

6. Использовано крючьев на маршруте: скальных – 26, ледовых – 65, в т.ч. ИТО – 0.

Шлямбурные крючья (стационарные, съемные) не применялись

7. Ходовых часов команды: 55 часов, 7 дней

8. Руководитель: Лебедев Андрей Александрович (Москва), МСМК (туризм), 1 р. (альпинизм)

Участники:

Бездитко Сергей Васильевич (Москва), МСМК (туризм), 1 р. (альпинизм),

Жаров Андрей Викторович (Москва, Зеленоград), 1 р. (туризм),

Жданов Иван Николаевич (Москва), 1 р. (туризм),

Тимошенков Алексей Сергеевич (Москва, Зеленоград), 1 р. (туризм), 2 р. (альп.)

Чижик Дмитрий Владимирович (Москва), КМС (туризм), 2 р. (альпинизм)

9. Тренер: Хохлов Юрий Владимирович (Москва), МС (альпинизм).

10. Выход на маршрут: 11ч. 00 мин. 27.08.2007г.

Выход на вершину: 14ч. 10 мин. 03.09.2007г.

Возвращение в базовый лагерь: 20ч. 10 мин. 07.09.2007г.

Восхождение осуществлялось без предварительной обработки маршрута в "альпийском" стиле и проходило в рамках спортивного горного похода 6 к.с., заявленного на чемпионат России по туризму. Маршрутная книжка N РГ-610--06/07, утвержденная 04.07.2007 МКК ТССР, см., также, краткий отчёт о походе [1].

.

2. ФОТОГРАФИЯ ВЕРШИНЫ Общее фото вершины. Вид на Конгур с севера с морены ледника Караяйляк. Снято в июне 2005. Красный трек (1) - пройденный командой маршрут. Лиловый трек (2) - низ маршрута в варианте команды Ю.Хохлова (2004). Зелёный трек (3) - верх маршрута в варианте команды В.Шамало (2004), внизу команда В.Шамало шла тоже по лиловому треку (2).

3. ФОТОГРАФИЯ ПРОФИЛЯ МАРШРУТА

Профиль маршрута. Вид на Конгур с в.Аклангам (7004). Август 2007 г.

4. РИСОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ МАРШРУТА

.

5. ФОТОПАНОРАМА РАЙОНА

Снято в июне 2005 с морены ледника Караяйляк: 7719 - Конгур, 7245 - Караяйляк, 7229 - Яманджар, 7595 - Конгур-тюбе.

Снято в августе 2003 с тропы правого борта юго-восточного истока ледника Караяйляк: 5975 - пик Николаева, 7719 - Конгур, 7245 - Караяйляк, 7229 - Яманджар, 7595 - Конгур-тюбе.

.

6. ОПИСАНИЕ КОНГУРА И РАЙОНА К СЕВЕРУ ОТ ВЕРШИНЫ

Вершина Конгур (7719) расположена в хребте Конгуртаг, который является частью хребта Конгур-Музтаг, главного хребта Кашгарских гор (Китайский Памир), и простирается в широтном направлении южнее ущелья Гёздарьи. По дну ущелья проходит Каракорумское шоссе (Кашгар-Гилгит). Ближайшим к вершине населённым пунктом на этом шоссе является кишлак Гёз (17 км от базового лагеря).

Схема района

Хребет Конгуртаг включает вершины (перечислены с запада на восток): Аклангам (7004), Кокодаг (7210), Конгур-тюбе (7595), Яманджар (7229), Караяйляк (7245) и Конгур (7719). На этом участке хребет не опускается ниже 6666 м. Водораздел хребта Конгур-Музтаг отворачивает от вершины Караяйляк на юг к вершине Коксель (6715).

Первовосхождение на Конгур было совершено британской командой под руководством К.Бонингтона в 1981г. Её маршрут (по западному гребню Конгура) начинался с юго-запада от Конгура и траверсом проходил через вершину Караяйляк.

По южной стене Конгура не пройдено ни одного маршрута. По логичному юго-восточному гребню также не было попыток восхождений. Попытки взойти на вершину по северо-восточному гребню проводились, в основном, с юго-восточной ветви ледника Караяйляк (японская экспедиция 1981 г.), или из более восточного ущелья Курганкёль через пик Николаева (5975) (итальянская экспедиция 2004 г.).

Первая попытка взойти на вершину по длинному изрезанному северному гребню (маршрут через "японский зонтик") была осуществлена японцами в 1981 году и закончилась трагически. Трое ушедших на маршрут японских альпинистов пропали без вести. Команда К.Бонингтона не обнаружила следов их пребывания на вершине. Попытку восхождения по северному гребню предприняла в 2002 году команда ФАиС Москвы.

Второе удачное восхождение на Конгур осуществили российские альпинисты в 2004 году. Сразу три команды (команда из Санкт-Петербурга, рук. В.Шамало, команда ФАиС Москвы и СК МАИ, рук. Ю.Хохлов и команда из Красноярска, рук. Н.Захаров) начали обработку контрфорса СЗ стены, который спускается на север с плато между вершинами Конгур и Караяйляк. При этом питерская команда свернула с плато налево и поднялась на ледовую вершинную шапку Конгура в дальнем верхнем конце плато, а москвичи и красноярцы совершили аналогичный поворот в его нижнем левом углу.

7. КАРТА РАЙОНА МАРШРУТА

Подходы к северным маршрутам и к северо-восточному гребню Конгура осуществляются по ущелью Караяйляк вдоль одноименного ледника. Тропа начинается из селения Гёз (2350) и отходит от него в западном направлении. Через 5 км тропа поворачивает на юг и входит в долину Караяйляк. На повороте стоит мазар (2800). Далее тропа идёт по карману орографически правой морены ледника Караяйляк. После последнего коша перед устьем юго-восточного истока ледника одна из троп спускается на ледник и пересекает юго-восточный исток, поднимаясь на морену в 300 метрах западнее кончика северного гребня Конгура. Здесь в кармане морены традиционное место для базового лагеря, обслуживающего восхождения по контрфорсу СЗ стены. Высота лагеря 3613 (17 км от кишлака Гёз). За водой ходят к ручью к контрфорсу северного гребня Конгура (~300м).

Путь к базовому лагерю для восхождения по северному гребню Конгура почти совпадает с описанным и отличается лишь дополнительным коротким переходом по карману морены на восточную сторону контрфорса северного гребня.

Путь к северо-восточному гребню Конгура идёт по тропе в кармане орографически правой морены юго-восточного истока ледника Караяйляк.

Все описанные выше подходы доступны для вьючного транспорта.

Погода в районе хребта Конгуртаг определяется не только атлантическими циклонами. В отличие от Бадахшанского Памира, который прикрыт с юга высокими хребтами Гиндукуша, сюда проникают муссоны с Индийского океана (с юга по долине Инда и перевал Худорабад) и с Тихого океана (с юго-востока Китая). Поэтому погода здесь менее устойчива и приближается к погоде в районе пика Победы. Продолжительных антициклонов здесь практически не бывает. В среднем погода меняется каждые 3-4 дня. Как следствие, в районе мало открытого льда, глубокий снежный покров, лавиноопасно. Снежный покров особенно тяжёл для передвижения на высотах 5200-6000 м. Выше снег уплотняется сильными ветрами и частично сдувается.

.

8. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ВОСХОЖДЕНИЯ

Табл. 1. Дневные переходы

Дата

Ходовое время [часы]

набор высоты[м]

Перепад высот [м]

Наименование перехода

27.08

7

914

3613-4527

ВС - Л1 (участки 1 и 2)

28.08

11

794

4527-5321

Л1-Л2 (участки 2-5)

29.08

9

536

5321-5857

Л2-Л3 (участки 5-10)

30.08

9

534

5857-6391

Л3-Л4 (участки 11-13)

31.08

0

0

6391

Л4 (отдых)

01.09

10

499

6391-6890

Л4-Л5 (участки 14-17)

02.09

4

261

6890-7151

Л5-Л6 (участок 17)

03.09

7

568

7151-7719-7151

Л6-вершина-Л6 (участки 18-21)

04.09

7

0

7151-6045

Л6-Л3*

05.09

9

0

6045-5321

Л3*-Л2

06.09

12

0

5321-4349

Л2-Л1*

07.09

12

0

4349-3613

Л1*-ВС

Низкий темп спуска в последние три дня объясняется спасательными работами, см. Приложение к отчёту.

 

 .

9. СХЕМА МАРШРУТА В МАСШТАБЕ 1:15000

Нижняя часть (участки 1-9)

Верхняя часть (участки 10-21)

. 

10. РАЗМЕТКА МАРШРУТА ПО УЧАСТКАМ

Табл.2. Участки маршрута

N

Характер участка

Высота начала [м]

Высота конца [м]

Техн. слож-ность

Слож-ность с учётом высоты

Длина [м]

Средняя крутизна [град.]

1

Скально-осыпной кулуар

3731

4413

1

1

1113

38

2

Скально-осыпной гребень

4413

4658

1

1

465

32

3

Траверс сн-лд. склона

4658

5000

2

3

686

30

4

Ледовый склон

5000

5300

3

4

425

45 (50 град 200 м)

5

Снежное плато

5300

5321

0

1

191

6

6

Полка

5321

5515

1

2

449

26

7

Траверс 55-градусного сн-лд. склона

5515

5533

4

5

50

20 на подъём, 55 град. поперёк

8

Взлёт сн. склона

5533

5650

2

3

190

38

9

Сн. склон

5650

5767

1

2

285

24

10

Широкий сн. гребень

5767

5857

1

2

162

34

11

Полка справа от гребня

5857

5920

1

2

169

18

12

Ледопад

5920

6045

3-4

4-5

160

51 (три отвесных стенки 8-12м 6 к.с.)

13

Наклонное сн. плато

6045

6391

1

3

853

24

14

Сн.-лд. склон

6391

6640

3

5

375

45 (50 град. 150 м)

15

Микст (вмороженные в лед скальные выходы)

6640

6740

4

6

117

59

16

Сн.-лд. склон-кулуар

6740

6850

3

5

149

48

17

Сн. склон

6850

7151

2

4

424

45

18

Сн. склон

7151

7320

2

4

327

31

19

Ледовый взлёт

7320

7480

3

5

248

40

20

Сн. склон

7480

7640

2

4

284

34

21

Широкий сн. гребень

7640

7719

1

4

165

28

7287

.

Средняя крутизна маршрута - 33,4 град.

Средн. крутизна верхней части маршрута (6391-7719, участки 14-21) составляет 40,5 град.

Протяжённость маршрута – 7287 м

Протяжённость верхней части маршрута (6391-7719, участки 14-21) составляет 2089 м.

Общая протяжённость участков 5 кс – 822 м

Общая протяжённость участков 6 кс – 145 м

.

11. ТЕХНИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ МАРШРУТА

Цифрами обозначены концы участков маршрута. Зелёные кружки - лагеря на подъёме, сиреневые - на спуске.

Нижняя часть маршрута (участки 1-5). Снято в августе 2003 с морены лед. Караяйляк.

Средняя часть маршрута (участки 6-12). Снято 21.08.2007 с вершины Аклангама (7004)

Верхняя часть маршрута (участки 13-21). Снято в августе 2003 с северного гребня Аклангама. Лиловый трек - спуск группы в обход ледового участка 19.

.

12. ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ

Ф.1. Участки 1 (до 4413) и 2 (до 4658). Слева лиловый трек российских команд 2004 года. Путь команды по кулуару исключает проблемы с лавиноопасностью лагеря 1. Безопасный лагерь можно поставить в трёх местах - в точках 4349, 4527 (где он и был реализован) и 4658 (особенно удобные площадки).

Ф.2. Участок 1

Ф.3. На участке 3. Впереди участок 4 (5000-5321).

Ф.4. Участок 4 (5000-5321). Фото В.Одоховского (2004).

 .

Ф.5. Профиль ледового склона на участке 4.

Ф.6. На участке 6.

Ф.7. Участки 11 (5857-5920) и 12 (5920-6045)

Ф.8. В ледопаде на участке 12

.

Ф.9. В ледопаде на участке 12

Ф.10. Путь к лагерю 4 (6391), участок 13

Ф.11. Дневка в лагере 4 позволила нам переждать непогоду, набраться сил и убедиться, что со склона (с участков 14-16) ничего не сыпет.

Ф.12. В лагере 4. Тренировка к взятию рекорда Гиннеса

.

Ф.13. Участки 14 (ледовый склон), 15 (пояс микст) и 16 (кулуар над поясом микст). Фото В.Одоховского (2004).

Ф.14. На поясе микст (уч. 15).

Ф.15. В верхней части участка 15 группа двигалась по снежной полоске. В нижней части это невозможно, снег очень рыхлый. Там двигались по скальным выступам.

Ф.16. В начале участка 17 при подходе к лагерю 5 (6890).

.

Ф.17. Утро штурмового дня встретило нас сильным ветром. На участке 18.

Ф.18. На участке 19.

Ф.19. Выход на гребень, участок 20.

Ф.20. На участке 21.

.

Ф.21. Последние метры на участке 21.

Ф.22. На вершине Конгура. Снимает А.Тимошенков.

Ф.23. А.Тимошенков выдувает самый высокий (7719) мыльный пузырь.

Ф.24. Характерные скальные выходы на северном склоне западного гребня Конгура.

  .

13. ССЫЛКИ

1. А.Лебедев. Краткий отчёт о горном походе по Китайскому Памиру с восхождением на Конгур.

.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

04.09 при спуске с вершины Конгур не доходя до лагеря 3 на высоте ~ 6190 (это место на технической фотографии маршрута 11.2 отмечено черным кружком) у Сергея Бездитко случился инсульт. Ход спасательных работ отражен в следующей публикации.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ МАРШРУТНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СЕКЦИИ ТУРИЗМА МАИ О СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ НА ВЕРШИНЕ КОНГУР (КНР, СИНЬЦЗЯН-УЙГУРСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН) 4-8 СЕНТЯБРЯ 2007 г.

С 25 июля по 8 сентября 2007 г. группа туристов спортивного клуба Московского авиационного института под руководством многократного чемпиона России Андрея Лебедева, 1956 г.р., мастера спорта международного класса, совершала горный поход 6 категории сложности по Китайскому Памиру протяженностью свыше 330 километров.

На завершающем этапе маршрута, около 15:00 по местному времени 3 сентября, группа в составе 6 участников совершила восхождение на высшую точку Памира - вершину Конгур (7719 м).

После спуска с вершины и ночлега в штурмовом лагере "7150", утром 4 сентября группа начала движение вниз по северному ребру Конгура в направлении ледника Караялак. Во второй половине дня 4 сентября при подходе к лагерю "6000", на высоте около 6200 м, участник группы МСМК Сергей Бездитко, 1959 г.р., почувствовал сильное недомогание и потерял способность самостоятельно передвигаться. По наблюдавшимся симптомам - временной потере сознания и частичному параличу - другие участники диагностировали у него инсульт.

Во время утреннего сеанса связи 5 сентября руководитель группы сообщил по спутниковому телефону в маршрутно-квалификационную комиссию центральной секции туризма МАИ о сложившейся чрезвычайной ситуации.

Члены МКК связались с китайским туристическим гидом Джан Хуном (Zhang Hong, русское имя - Саша), оказывавшим команде турклуба МАИ содействие в проведении путешествия. По распоряжению Джан Хуна были предприняты действия для обеспечения транспортировки пострадавшего с ледника Караялак в населенную местность - утром 6 сентября из кишлака Гез в базовый лагерь "3600" у подножия Конгура направлен местный житель Аббас с вьючными животными, зарезервирован автотранспорт для выезда участников группы из Геза и забронированы места для их проживания в Кашгаре.

Параллельно с организацией помощи по негосударственным каналам, к вечеру 6 сентября было подготовлено и направлено в Министерство иностранных дел Российской Федерации обращение от имени Туристско-спортивного союза России с просьбой организовать эвакуацию заболевшего участника группы туристов МАИ С.Бездитко, на основании которого российское посольство в Пекине обратилось с соответствующей официальной просьбой к властям Китайской Народной Республики.

Государственные органы КНР оперативно предприняли комплекс мер по обеспечению проведения эвакуации пострадавшего. В кишлак Гез в сопровождении официальных лиц и военнослужащих пограничных войск Китая был направлен специализированный автомобиль "Скорой помощи", на аэродроме Урумчи с утра 8 сентября в готовности к вылету дежурил вертолет с экипажем, а в Первую народную больницу Кашгара доставлена бригада лучших нейрохирургов Синьцзян-Уйгурского автономного округа.

В течение дня 5 сентября группа А.Лебедева своими силами транспортировала пострадавшего на изготовленных из подручных средств санях-волокушах вниз по северному ребру Конгура из лагеря "6000" до лагеря "5300". Спасательные работы в этот день были крайне осложнены плохими погодными условиями - отсутствием видимости, сильным снегопадом и лавинной опасностью.

6 сентября погода в районе Конгура улучшилась и пострадавшего удалось спустить до высоты 4300 метров.

7 сентября группа спустилась на ледник Караялак, пересекла один из его истоков и вышла к базовому лагерю "3600", где участников группы ожидал караван вьючных животных с погонщиком.

8 сентября в сопровождении троих местных жителей-киргизов во главе с Аббасом участники группы пересекли еще один крупный исток ледника Караялак и прошли 18 км до кишлака Гез, где их встретили китайские пограничники с медицинскими работниками. Оттуда спустя 2 часа группа вместе с пострадавшим была доставлена в Первую народную больницу Кашгара.

В ходе транспортировки и на биваках Сергей Бездитко по-прежнему был частично парализован и не мог передвигаться, однако находился в сознании, адекватно реагировал на происходящее и по мере сил старался приободрить своих товарищей.

В больнице Кашгара китайскими медиками заболевшему был поставлен диагноз "обширный инсульт" и назначена срочная хирургическая операция по трепанации черепа.

Родственники и друзья участников группы А.Лебедева, члены туристского клуба МАИ, вся туристская общественность Москвы выражают сердечную благодарность за помощь в проведении спасательных работ на Конгуре руководству Туристско-спортивного союза России, сотрудникам российского посольства в Пекине, Министерству иностранных дел РФ и лично министру иностранных дел С.В.Лаврову.

Особо хочется отметить и от всей души поблагодарить за четкие и своевременные действия по организации транспортировки Сергея Бездитко с ледника Караялак в Первую народную больницу Кашгара Правительство КНР, властные органы Синьцзян-Уйгурского автономного округа и всех граждан Китая, оказывавших содействие группе туристов Московского авиационного института под руководством А.Лебедева.

Персонально благодарим за оказанную группе помощь граждан КНР Чжан Хуна и Аббаса.

МАРШРУТНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СЕКЦИИ ТУРИЗМА МАИ

Видеосъёмку спасательных работ можно посмотреть в Интернете ЗДЕСЬ

.

Андрей Лебедев, 27.09.2007

На главную страницу сайта