ИЗВЕСТИЯ ВСЕСОЮЗНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

1958 г. т.90, вып.1, стр.14-24

Е. А. БЕЛЕЦКИЙ

В ГОРАХ ЗАПАДНОГО КИТАЯ

Восхождения на высочайшие вершины горных систем земного шара являются теперь желанной целью спортсменов-горовосходителей многих стран мира. Еще в начале XX столетия были серьезные сомнения в том, будет ли человек в состоянии подняться выше 6000-7000 м над ур. м. и преодолеть трудности, связанные с продвижением среди вечных снегов; высокогорной зоны, в ее разреженной атмосфере. Однако альпинисты доказали практическую возможность таких восхождений. Способность человеческого организма приспосабливаться к длительному кислородному голоданию, а также совершенствование альпинистского снаряжения и тактики горовосходителей позволили альпинистам осуществить подъемы до высот 7500-8000 м над ур. м. За этот высотный рубеж покорителям высочайших вершин мира удалось перешагнуть с помощью специальных кислородных приборов. С применением таких приборов за последнее пятилетие были совершены восхождения на несколько “восьмитысячных” вершин в Гималаях, в том числе на высочайшую вершину мира — Джомолунгму (Эверест) (8882 м) и Кангченджунгу (8579 м). Практическая возможность проникнуть в глубь оледенелых областей высочайших горных хребтов земного шара во многом способствовала их географическому изучению: альпинисты прокладывали путь в самые труднодоступные горные районы мира геологам, топографам, гляциологам и другим представителям науки.

Советские альпинисты, принимая участие в исследовании высокогорных районов СССР, совершили восхождения на многие вершины советского Памира и Тянь-Шаня. Высочайшая точка нашей территории пик Сталина (7495 м) была впервые достигнута ими еще в 1933 г. Дальнейшее совершенствование советских горовосходителей в области высотных восхождений связано теперь с горными районами, лежащими за пределами нашей родины. Вот почему установившееся с 1955 г. сотрудничество между альпинистами профсоюзов СССР и Китайской Народной Республики открыло перед нами новые увлекательные спортивные перспективы: советские альпинисты совместно со своими китайскими товарищами могли, наконец, впервые практически поставить перед собою задачу штурма высочайших, вершин азиатского материка, расположенных на территории народного Китая.

При обсуждении в 1955 г. возможных планов первоочередной целью было определено покорение высочайших вершин, расположенных на юго-западной окраине Синьцзяна (Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики) — в хребтах, образующих восточную окраину Памира. Основной задачей нашей экспедиции, организованной летом 1956 г. ВЦСПС и Всекитайской федерацией профсоюзов, было восхождение на знаменитую среди народов Средней Азии вершину Музтагата, высотою в 7546 м над ур. м. Достижение ее позволило бы установить новый рекорд высотного подъема советских и китайских горовосходителей. После восхождения на Музтагата при наличии достаточного времени мы рассчитывали обследовать соседний горный массив Конгур и предпринять попытку восхождения на одну из его точек выше 7500 м. Попутно с решением этих чисто спортивных задач участники экспедиции намеревались произвести посильное для них географическое исследование малоизученного горного района.

Покрытый вечными снегами величественный горный массив Музтагата, что в переводе на русский язык означает “Отец ледяных гор”, хорошо виден за сотни километров из долин советского Памира и из оазисов Синьцзяна. Первые наблюдения, произведенные над ним в 1870-1873 гг. со стороны Яркенда английскими путешественниками Троттером и Шоу, позволили им сделать не подтвердившийся впоследствии вывод о том, что грандиозные снеговые вершины, лежащие перед ними на западе, относятся к единой меридиональной горной цепи, отождествленной ими с Цунлином древних китайских географов. В 1876 г. русский военный топограф Л. Ф. Костенко по пути к оз. Рангкуль на Восточном Памире с перевала Узбель наблюдал вершину Музтагата с востока и определил ее высоту в 24 000 футов. В 1894 г. исследованию этой вершины посвятил несколько месяцев шведский путешественник и исследователь Центральной Азии Свен Гедин. Он посетил многие ледники Музтагата и составил первую их схему с наименованиями, принятыми у местного населения. Свен Гедин предпринял четыре попытки восхождения на Музтагата из верховий р. Гез с запада; все они были безуспешны, так как путешественник не имел нужного опыта и пытался подняться на вершину верхом на яке. Наибольшая высота, которой ему удалось достигнуть при подъеме по склонам, лежащим между ледниками Янбулак и Чолтумак, по нашему мнению, не была выше 5600 м. Участник Тибетской экспедиции Русского географического общества геолог К. И. Богданович весною 1889 г. проник в верховья р. Гез через перевал Караташ, обогнул северные и западные склоны массива Музтагата и сделал здесь некоторые геологические и геоморфологические наблюдения. В 1924 г. английский путешественник С. Скрайн (***) обследовал горный массив Конгур, лежащий к северу от Музтагата за долиной Кеншиберсу, составил карту района и определил высоту главной вершины Конгура в 25 460 футов (около 7770 м). Через 50 лет после Свен Гедина, в 1947 г., новую попытку восхождения на Музтагата с запада предприняли опытные английские альпинисты Э.Шиптон и Н.Тильман (****). Избранная ими тактика штурма вершины без предварительных акклиматизационных походов и организации промежуточных лагерей не принесла успеха: трудности восхождения вынудили их к отступлению на третий день штурма, когда им удалось достигнуть высот, близких к 7000 м над ур. м.

Экспедиция китайских и советских альпинистов к Музтагата не должна была повторить ошибок своих предшественников, учесть их опыт и выбрать такую тактику штурма вершины, которая обеспечила бы надежное достижение цели возможно большим числом альпинистов. Эта тактика должна была опираться на тщательную организационную и материальную подготовку экспедиции и возможно лучшую тренировку участников будущего восхождения.

Детальные планы подготовки и проведения экспедиции были разработаны и утверждены ВЦСПС и Всекитайской федерацией профсоюзов в 1955 г. Их реализация стала возможной благодаря деятельной поддержке, оказанной экспедиции этими организациями, а также помощи соответствующих правительственных учреждений в КНР и СССР; большое содействие работе экспедиции оказали также власти и население Киргизского автономного округа в Синьцзяне, на территории которого работала экспедиция.

Доступные нам географические работы, а также современные китайские и советские топографические издания не содержали всех необходимых для успешного восхождения сведений: мы не располагали детальными геоморфологическими описаниями районов вершин Музтагата и Конгур и картами, на которых были бы точно нанесены контуры ледников и рельеф местности. Это обязывало нас выдвинуть мысль о целесообразности предварительной аэрофотосъемки ледникового района. С согласия и при содействии правительственных учреждений КНР такая съемка была осуществлена в мае 1956 г. Предоставленные нам 200 фотографий, произведенных с высот 8000, 10000 и 12000 м, являлись ценным материалом, который в значительной степени облегчил нам отыскание путей восхождений, а также содействовал предпринятому участниками экспедиции географическому исследованию района.

Большое внимание было уделено материальной подготовке экспедиции. Снаряжение и личное обмундирование альпинистов было изготовлено с учетом опыта последних советских и зарубежных высотных экспедиций, а также тренировочной экспедиции советских и китайских альпинистов, проведенной в 1955 г. на советском Памире в верховьях р. Караджилга в порядке подготовки к восхождениям в горах западного Китая. В числе этого снаряжения, рассчитанного на работу в условиях обычных для района Музтагата низких температур и сильных ветров, заслуживают быть отмеченными высотные штурмовые четырехместные палатки с двойными полотнищами (вес 4400 г), костюмы на гагачьем пуху (вес 1500 г), штормовые костюмы из облегченной ветронепроницаемой материи( вес 1000 г), а также утепленная высотная обувь (вес 2200 г) на фетре и пушеле. Основное продовольствие, в обычном для высотных экспедиций широком ассортименте высококалорийных продуктов, было заготовлено в СССР и пополнялось на месте свежим мясом, молоком, овощами и фруктами, а также продуктами традиционной китайской кухни, доставленными из Кашгара. Приготовление пищи в базовых лагерях экспедиции у подножья вершины производилось на газовых плитах, снабженных достаточным количеством сжатого газа в баллонах. В походах мы пользовались бензиновыми примусами.

Основные грузы и большинство участников экспедиции были доставлены в верховья р. Гез со стороны СССР автомобильным транспортом от Памирского автомобильного тракта, пересекающего Восточный Памир. Опытным памирским шоферам удалось преодолеть несколько десятков километров пути по полному бездорожью и доставить грузы на один из пограничных перевалов, высотою около 4500 м, в хр. Сарыкол, выводящем в верховья р. Гез. Перевозки на территории КНР производились преимущественно вьючным транспортом (верблюды, яки, лошади). Однако экспедиционным автомашинам повышенной проходимости удалось совершать регулярные рейсы из СССР вплоть до базовых лагерей, расположенных у подножья Музтагата и Конгура.

Две радиостанции экспедиции поддерживали связь с Ошом и Кашгаром. Для связи базового лагеря с группами альпинистов применялись облегченные ультракоротковолновые радиостанции, обеспечивающие надежную связь на расстоянии до 20 км. Визуальное наблюдение и фотографирование на дальних расстояниях осуществлялись специальным оптическим прибором с 40-кратным увеличением: с его помощью наблюдатели из базового лагеря могли непрерывно контролировать продвижение альпинистских групп к вершинам. Работа экспедиции была снята на кинопленку группами советских и китайских кинооператоров.

Решающими для успеха экспедиции были подбор и подготовка участников будущих восхождений. Состав советской и китайской групп альпинистов был численно равным, исключение составил только тренерский состав, представленный опытными советскими альпинистами-высотниками, неоднократно в прошлом участвовавшими в штурме высочайших вершин СССР. В числе 17 советских альпинистов были 14 мастеров и заслуженных мастеров спорта. 13 китайских альпинистов имели меньший предварительный опыт и начали заниматься горовосхождениями с 1955 и 1956 гг.

Непосредственная подготовка участников экспедиции к восхождениям началась с февраля 1956 г. на специальных тренировочных сборах, проведенных в Китае и СССР. Их участники уделили много времени общей физической подготовке и альпинистским восхождениям в суровых зимних условиях. Заключительная совместная тренировка советских и китайских альпинистов состоялась в июне 1956 г. в центральном Кавказе. Главной ее задачей была предварительная высотная акклиматизация на склонах Эльбруса. После тренировочных походов и восхождений на эту вершину участники экспедиции 29 и 30 июня начали спуск и, пользуясь автомобильным и авиационным транспортом, выехали в Ош Киргизской СССР. 3 июля экспедиции уже удалось прибыть в высокогорную Алайскую долину, а 6 июля организовать базовый лагерь на западных склонах Музтагата, на высоте 4060 м у потока Терген-булак. Благодаря форсированному переезду в горы западного Китая предварительная высотная акклиматизация, полученная участниками экспедиции на Эльбрусе, не была утрачена. Поэтому, в отличие от других экспедиций, прибывающих в высокогорную зону, мы могли без промедления и в хорошей спортивной форме приступить к подготовке штурма Музтагата.

Рис. 1. Вид на массив Музтагата с запада. Ледник Чолтумак. Фот. П. К. Скоробогатова.

В результате предварительных разведок было решено предпринять восхождение на эту вершину с запада (рис. 1), продвигаясь к цели по склонам, расположенным между глубокими врезами ущелий ледников Янбулак и Чолтумак. До нижней кромки ледяных полей, лежащей на высоте 5500 м, мы поднялись в сопровождении каравана яков, что значительно облегчило организацию промежуточных высотных лагерей.

Выше находится ледопад, остановивший продвижение Свен Гедина. Лавируя между ледниковыми обрывами и трещинами и придерживаясь в начале правой стороны ледяного щита, нам удалось на третий день похода достигнуть высоты 6200 м и отыскать путь к снежным полям. При продвижении участниками похода были организованы 3 промежуточных лагеря. С 17 по 21 июля состоялся второй поход, в результате которого на высоте 6800 м был создан 4-й высотный лагерь, закончен подъем необходимого для штурма вершины продовольствия, снаряжения и горючего и завершена высотная акклиматизация альпинистов.

26 июля был предпринят штурм Музтагата, в котором приняли участие 12 китайских и 19 советских альпинистов. Продвигаясь через промежуточные лагери, штурмовая группа в полном составе 30 июля достигла высоты 7200 м, где организовала последний перед восхождением на вершину 5-й лагерь. На следующий день к 14 часам все участники восхождения достигли высшей точки Музтагата, где были установлены государственные флаги КНР и СССР и оставлена памятная записка (рис. 2). Восхождение на Музтагата (7546 м) совершили Ши Джан-чунь, Чен Жун-чан, Пэн Шу-ли, Сюй Дин, Лю Да-и, Чен Дэ-ю, Лю Лянь-ман, Пэн Джу-му, Го Де-цунь, Вун Кин-джан, Ху Бэ-мин, Ши Сю, Е. А. Белецкий, К. К. Кузьмин, В. С. Рахимов, А. С. Гожев, А. И. Ковырков, П. К. Скоробогатов, В. А. Ковалев, В. И. Потапов, А. В. Севастьянов, И. Д. Богачев, П. А. Шумихин, Б. Л. Рукодельников, Ю. И. Черносливин, Г. И. Сеначев, В. Д. Дмитриев, врач экспедиции альпинист Р. Г. Потапчук, советские кинооператоры И. Г. Грек и заслуженный мастер спорта А. И. Сидоренко. Спуск с вершины занял два дня, был осложнен непогодой, но закончился благополучно.

В последующие дни основной состав экспедиции переместился к северу, в соседний с Музтагата горный район вершин Конгура, и организовал новый базовый лагерь в долине р. Кеншиберсу. Разведка экспедиции позволила установить возможность восхождения на Конгуртюбе-таг (7595 м), значащуюся на карте Скрайна (***) как Кунгур I с отметкой 25 146 ф. (*).

Высочайшая точка массива вершина Конгур-таг (7719 м) лежит восточнее Конгуртюбе-таг (у Скрайна (***) — Конгур II с отметкой 25 200 футов).

Рис. 2. Советские и китайские альпинисты на вершине Музтагата (7546 м). Фот. П. К. Скоробогатова.

Экспедиция не располагала уже временем для подготовки массового восхождения на Конгуртюбе-таг, и поэтому штурм вершины был предпринят 12 августа сравнительно малочисленной группой в составе 8 альпинистов. Их продвижение до высоты 6200 м было поддержано вспомогательным отрядом. При подъеме штурмовая группа под руководством К. К. Кузьмина преодолела значительные трудности и 16 августа достигла вершины в следующем составе: К. К. Кузьмин, Чен Жун-чан, Пэн Джу-му, В. П. Сибиряков, В. С. Рахимов, В. И. Потапов, Е. И. Иванов, Б. Л. Рукодельников. Свободные от восхождения на Конгуртюбе-таг альпинисты завершили начатое ранее исследование ледников района. 19 августа работа экспедиции была закончена, и весь ее состав по приглашению Всекитайской. Федерации профсоюзов направился через Кашгар и Урумчи в Пекин.

Спортивные итоги экспедиции значительны. Советским и китайским альпинистам в плодотворном содружестве удалось совершить впервые восхождения на Музтагата и Конгуртюбе-таг, установив этим новый рекорд высотного подъема советских и китайских горовосходителей и мировой рекорд массового высотного восхождения на вершину выше 7500 м. Особенно следует отметить успех молодых китайских альпинистов. Исключительное трудолюбие, стремление к победе и высокое чувство долга позволили им преодолеть многочисленные трудности и приобрести опыт, который будет им полезен в будущем при решении задач самостоятельного исследования высокогорных районов Китайской Народной Республики.

Публикуемые ниже некоторые наблюдения о районе Музтагата-Конгуртаг были сделаны попутно с решением основных спортивных задач и поэтому имеют существенные пробелы. Наблюдения эти являются результатом коллективных усилий всех участников экспедиции и накоплены ими при восхождениях, а также во время специальных разведывательных походов, маршруты которых нанесены на публикуемую в этой статье схематическую карту ледников вершины Музтагата-Конгуртаг (рис. 3). В основу ее положены современные советские и китайские топографические карты, существенно уточненные, однако, данными экспедиционных аэрофотосъемок и многочисленными наблюдениями участников экспедиции. Это позволило составить более достоверную схему района. Ледникам присвоены местные, принятые у киргизского населения имена.

Подчеркнутые на схематической карте высоты определены с помощью экспедиционных анероидов, в показания которых не внесены поправки на суточные изменения атмосферного давления. Определения ботанических сборов экспедиции выполнены сотрудником Памирской биологической станции Академии наук Таджикской ССР С. С. Иконниковым. Геологические определения, публикуемые в этой статье, сделал участник экспедиции, советский альпинист и геолог В. А. Мартынов, обработавший часть геологических коллекций, собранных участниками экспедиции на западных склонах Музтагата; остальные переданы экспедицией научным учреждениям в КНР.

Вершины Музтагата и Конгур-таг относятся современными географами к единой горной системе, именуемой Кашгарским хребтом (*****). Следует, однако, учитывать, что направление коротких горных цепей, увенчанных вершинами Музтагата и Конгура, различны и не совпадают с общим направлением соседних хребтов; что они изолированы друг от друга глубокими долинами притоков рек Гез и Ташкурган-дарьи и что вершины Музтагата и Конгур на 1.5-2.5 км превышают среднюю высоту соседних хребтов. Это дает основание считать Музтагата и Конгур-таг с прилегающими к ним вершинами самостоятельными горными массивами, расположенными в сложном горном узле, образованном дугою хребта Сарыкол, хребтами Аксайбаши и Узункыр и Кашгарскими горами.

Особенности расположения этих массивов, образующих последний к востоку перед Таримской впадиной барьер на пути влажных западных ветров, определяют характер современного оледенения района, достигающего значительных для Восточного Памира размеров.

Наибольшее развитие современное оледенение в горном массиве Музтагата получило на склонах западной и близких к западному направлению экспозиций. Относительно слабая расчлененность этих склонов и значительная их высота способствовали образованию здесь огромного общего мощного фирнового поля, создающего ледовый панцирь вершины. Он заканчивается на западных склонах вершинного купола, на отметках 5000- 5500 м, многими слабо выраженными языками, которые лежат на мощны) осыпях, поглощающих, как правило, их талые воды.

Южные, западные и северо-западные склоны массива Музтагата нecyт на себе 15 относительно коротких долинных ледников, протяженностью oт 5 до 9.5 км; большинство их связано друг с другом общим фирновым полем.

Ледники южных и юго-западных склонов массива — Тегермен I, Тегермен II, Каракорум, Аксай и Коксель западный дают начало рекам, которые принадлежат к бассейну Ташкурган-дарьи. Языки этих ледников заканчиваются на высотах 4538-4990 м. Талые воды ледника Шукмар разделены водоразделом перемычки, связывающей Музтагата с хребтом Сарыкол. Левый поток, вытекающий из ледника Шумкар, течет к югу, вливается в Карасу — один из притоков Ташкурган-дарьи. Другой ледниковый поток течет в северо-западном направлении и сливается возле урочища Субаш с реками, берущими начало из ледников Тергенбулак, Чолту мак и Янбулак. Вместе они образуют р. Чонкарасу, несущую свои воды через оз. Малый Каракуль в Кеншиберсу, являющуюся одним из истоков р. Гез.

Тело ледников Каракорум, Коксель западный, Тергенбулак и Янбулак ограничено крутыми скальными стенами, образующими глубокие долины Их врезы расчленяют массив Музтагата с запада вплоть до вершинного гребня массива, формируя пять разобщенных секций этого массива, одна из которых увенчана главной вершиной 7546 м, а прилегающие к не; с севера и юга имеют высоты с максимальными отметками, близким к 7000 м. Такой же глубокий врез долины ледника Чолтумак на западных склонах не достигает вершинного гребня массива. Верховья этого ледник связаны с общим фирновым полем двумя узкими крутопадающими притоками. Питание ледника идет также за счет периодических обвалов с фирнового поля. Языки ледников Янбулак и Чолтумак при выходе из своих ущелий в долину, за границу подошвы массива, лежат на 80-120 м выше среднего уровня окружающих их соседних склонов долины. Они обрамлены мощными валами морен и как бы приподняты над долиной на подушке, образованной продуктами выноса ледника. Языки ледников западных склонов массива заканчиваются на высотах 4200-4640 м.

К бассейну Чонкарасу принадлежат также потоки, берущие начало из ледников северо-западных склонов массива: Койль, Сарымек, Кочкорча. Только два ледника этой экспозиции — Горондо и безымянный должны быть отнесены непосредственно к бассейну Кеншиберсу. Языки ледников северо-западной и северной экспозиции заканчиваются на высоте 4170-4650 м.

Особое место в современном оледенении массива Музтагата занимает ледник Коксель восточный. Наблюдения, произведенные с вершины, позволяют утверждать, что области его питания охватывают значительную площадь, ограниченную крутопадающими восточными склонами вершинного гребня и его северным и южным отрогами. Таким образом, длина этого” крупнейшего ледника всего массива составляет 21 км, а конец его языка достигает низшей для всех ледников района отметки в 3944 м.

Суммарная площадь современного оледенения массива Музтагата, по нашему исчислению, составляет 275 кв. км.

Наблюдения участников экспедиции позволяют сделать некоторые выводы о границах древнего оледенения района. Распространение его может быть хорошо прослежено на западных склонах массива Музтагата. Они представляют своеобразный амфитеатр, сложенный хорошо выраженными древними береговыми и конечными моренами, которые лежат ярусами, в продолжение языков современных ледников. Самый нижний ярус древней морены расположен широким валом на склоне долины Чонкарасу на высотах 3800-3900 м, в 6-7 км от фронта языков современных ледников. По мнению В. А. Мартынова, сохранность моренного ландшафта, сравнительная свежесть материала морен свидетельствуют о наиболее вероятном позднечетвертичном их возрасте (вюрмском).

Значительно большего развития достигал ледник Коксель восточный, простиравшийся в долине Кеншиберсу, имеющей в верхней своей части форму типичного трога. У места слияния рек Икибельсу и Турбулунсу, образующих Кеншиберсу, следы деятельности древнего ледника, обработанные им скалы (рис. 4), были прослежены нами до высот 4000-4050 м; они лежат, следовательно, на 200-250 м выше дна современной долины. О такой же мощности древнего ледника свидетельствует переуглубление основной долины в этом районе по сравнению с боковыми. Можно предположить, что древняя моренная гряда, через которую прорывается Кеншиберсу на меридиане оз. Малый Каракуль, была крайней границей распространения ледника Коксель восточный, простиравшегося на 50-52 км. В этом случае деятельность ледника, подпруживавшего воды долины Чонкарасу, была причиной образования оз. Малый Каракуль, лежащего на флювиогляциальных отложениях ледников западных и северо-западных склонов Музтагата.

Ледники юго-западных склонов массива Конгура относятся к бассейну Кеншиберсу. Оледенение получило наибольшее развитие на траверсе вершин Конгур-таг и Конгуртюбе-таг. Крупнейший ледник района — Коксель конгурский простирается на 15 км, языки ледников спускаются до высот 4060-4520 м.

Рис. 4. Скалы, обработанные древним ледником восточный. Коксель. Правый берег Кеншиберсу. Фот. Е. А. Белецкого.

Участники экспедиции посетили 24 ледника района, произвели их ориентированную фотосъемку, все материалы которой переданы научным учреждениям в Китайской Народной Республике. Языки 16 ледников маркированы. Метки (Советско-китайская экспедиция 1956 г) высечены зубилом на отдельно лежащих у языков устойчивых валунах и глыбах скальной породы. Данные маркирования приводятся ниже в табл. 1.

При определении высоты снеговой границы во время походов на Музтагата и Конгуртюбе-таг в июле-августе получена неизменно высота 5400-5500 м.

Наблюдения над поверхностной абляцией ледниковых языков были поставлены в последний период работы экспедиции из базового лагеря на Кеншиберсу при переменной погоде. Они отличались кратковременностью, но могут представить некоторый интерес (см. табл. 2).

Западные склоны Музтагата сложены метаморфическими породами: гнейсами, реже кварцитами и мраморами, а также породами темноцветных даек. В валунах моренных отложений и в коренных обнажениях вблизи вершинного гребня обнаружены очковые гнейсы, являющиеся давленными порфировидными гранитами; очевидно, они принадлежат к той части массива, которая представляет собою интрузивное тело. Исследование образцов этих гнейсов и последующее изучение их в шлифах показали, что основная масса гранита в них в результате механического воздействия имеет полосчатую структуру и как бы обтекает крупные порфировидныезерна калиево-натриевого полевого шпата, ортоклаза. В значительном количестве в моренных отложениях встречены серые тонко-полосчатые гнейсы, среди которых различаются более обогащенные биотитом темно-серые кварцево-полевошпатово-биотитовые гнейсы и светло-серые гнейсы с меньшим содержанием биотита, но со значительным количеством зерен розового граната.

По мнению В. А. Мартынова, широко встречающиеся в районе Музтагата гнейсы напоминают докембрийские отложения Монголии. Это позволяет ему высказать предположение о том, что породы имеют древний, нижнепалеозойский или докембрийский возраст.

Климатические особенности, растительный и животный мир района весьма сходны с природой высокогорных долин советского Восточного Памира, лежащих к западу от хребта Сарыкол. Наблюдениями П. К. Скоробогатова установлен резкий перепад суточных температур. В июле в базовом лагере на западных склонах Музтагата (4060 м) температуры были: ночью от -2° до -5° (одна ночь -11°); в 7 час. от +2° до +7°; в 12 час. от +14° до +18° (в отдельные дни до 23°-26°) и в 19 час. от +8° до +12°.

При штурме Музтагата зарегистрированы следующие утренние (около 8 час.) температуры (в °С):

27 июля в лагере 4500 м -4°

28 июля в лагере 5550 м -7°

29 июля в лагере 6200 м -12°

30 июля в лагере 6800 м -14°

31 июля в лагере 7200 м -18°

31 июля на вершине -14° (около 14 час.)

При спуске в лагерь 6200 м в 20 ч. была зарегистрирована температура -16°.

Для всего района характерны ветры западной четверти, достигающие наибольшей силы к середине дня. В отличие от советского Восточного Памира, наблюдались периодические сильные грозы (в июле-августе 6 случаев); разведывательная группа экспедиции была застигнута 7 августа грозой в верховьях ледника Коксель конгурский на высоте 5600 м.

Ботанические сборы экспедиции на северо-западных склонах массива Конгур составили 71 гербарный лист (**). Растения собраны на высотах от 4 100 до 5050 м. Наиболее высоко (4900-5050 м) проникают Tanacetum xylorrhizum H. Krasch. и IValdheimia tridactylites Kar. et Kir. Все растения, за исключением Oxytropis sp., являются общими с памирской флорой, и, по мнению С. С. Иконникова, морфологически не отличаются от таких же растений Памира. Это дает ему возможность сделать вывод, что Памир, как особая ботанико-географическая область, распространяется на восток по крайней мере до Конгура.

В июле-августе высоты 4200-5500 м — зона распространения значительного количества архаров. Стада их до 20-25 голов непуганы (практически охота на них не ведется), и они подпускают к себе человека на 30-50 шагов. На склонах долин и на древних моренах много зайцев.

Долины рек и старые ледниковые морены, до высот 4500 м, используются местным киргизским населением для выпаса яков, овец, коз, лошадей. Места зимовок расположены в долинах Чонкарасу, а также Кеншиберсу и ее левых притоков. Создание скотоводческих кооперативов и другие мероприятия местных и окружных властей благоприятно отразились на жизни коренного населения. У оз. Малый Каракуль построена первая в районе школа. Несмотря на оторванность района от обжитых пространств Синьцзяна, здесь впервые удовлетворительно разрешены вопросы медицинского обслуживания населения и торговли необходимыми товарами.

Примечания автора статьи.

1. С. P. Skrien. The Alps of Qungur. The Geograph. J., Vol. LXVI, 1925, p. 480. Имеется русский перевод (прим. ред.).

2. Коллекция собрана усилиями участников экспедиции Пен Шу-ли, П. К. Скоробогатова, Джоу Фу, П. А. Шумихина, Е. А. Белецкого, Ши Джан-чуня, И. Д. Богачева, Ляй Най-дина, Б. Д. Дмитриева, Лю Лянь-маня, Ху Бэ-миня и хранится в гербарии Ботанического института Академии наук Таджикской ССР в Сталинабаде.

Примечания редактора интернет-издания этой статьи.

3. Вместо С. Скрайн следует писать К. Скрин (Клармонт Скрин, Clarmont Skrine). Чтение "Скрин" в открытом слоге является здесь исключением. Именно о таком написании просили родственники Скрина при издании русского перевода его статьи [1].

4. Вместо Н. Тильман следует писать Б. Тильман (Билл Тильман).

5. Кашгарский хребет или Кашгарские горы очень обширное образование, простирающееся от Заалайского хребта до реки Ташкурган. В более узком смысле Музтагата и Конгур расположены в хребте Конгурмузтаг, который, наряду с хребтами Кингтау и Улугарттаг, является одной из составляющих частей Кашгарских гор.