Далее:
Пер. Турамыс-III (2Б, 5300) Уровень выше: Техническое описание перевалов Назад: Пер. Интеграл (2Б, 5380)   Содержание


Пер. Четырех (3Б, 5500)

Перевал Четырех расположен в хр. Академии Наук между пиками Четырех и Ахмади Дониша. Перевал связывает верховья ледников Аюджилга и Москвина. Ориентация перевала: запад - восток. Характер: снежно-ледовый. Определяющая сторона: восточная (со стороны лед. Аюджилга). Перевал односторонний. Пройден группой со стороны лед. Аюджилга (на подъем с определяющей стороны). Описание прохождения дается от лед. Аюджилга до поляны Москвина.

Пер. Четырех -- очень принципиален, так как представляет собой один из двух возможных, примерно равноценных по сложности путей с лед. Аюджилга

ГС: Верховья лед. Аюджилга: К -- пер. Калинина; Ч -- пер. Четырех; Д -- пер. Дружбы народов; В -- пер. Водопадный.

на лед. Москвина (второй -- пер. Дружбы народов). Перевал мог бы быть совсем хорош, но он, к сожалению, крайне камнепадоопасен и требует от группы исключительной быстроты и аккуратности при прохождении. В противном случае здесь можно легко наломать таких дров, что мало не покажется.

Перевал устроен следующим образом

ГС: пер. Четырех.

. Общий перепад высоты на взлете со стороны лед. Аюджилга около километра. Он подразделяется логически на три примерно равные по протяженности части. Верхняя треть представляет собой в основном скальный пояс, который в одном месте, несколько правее (по ходу) и выше седловины, прерывается ледовым кулуаром ~350 м, 45 В 55o. Кулуар, вернее, его левая по ходу часть, не камнеопасен. Средняя треть -- снежно-ледовая наклонная полка, перепад высоты ~300 м, крутизна 25 В 35o. Через эту полку постоянно шуруют камни, летящие со скального пояса сверху. Крутизна полки такова, что камни по ней в основном не летят, а катятся, но катятся так резво и при этом так весело подпрыгивают, что попади такой в человека -- покалечит или очень крепко ушибет. Камни шуруют по всей ширине полки, безопасного прохода через нее нет. Нижняя треть -- крутой ледник (~350 м, 45 В 55o) с множеством бергшрундов. Помимо камнеопасности (хотя она тут гораздо ниже, чем на полке -- большая часть летящих сверху камней отсекается выпуклостями ледника в стороны, остальные уходят в трещины), здесь еще возможна опасность обвалов со склонов близко расположенного п. Ахмади Дониша. Ситуацию усугубляет тот факт, что перевальный взлет восточной экспозиции очень рано освещается солнцем, и, соответственно, заградительный обстрел камнями на нем начинается с самого утра. Все эти нюансы следует обязательно учитывать, планируя тактику прохождения пер. Четырех, наибольшую трудность в которой составляет именно задача минимизации опасности.

16 августа с утра мы не вышли с ночевки после прохождения пер. Интеграл. Снег, шедший перед этим весь день и всю ночь, продолжал идти. Видимости не было. Так что пришлось пурговать. В районе обеда разъяснилось, вышло солнце, снегопад прекратился. Со всех склонов окружающих гор немедленно пошли лавины

ГС: лавина с п. Ахмади Дониша.

. В том числе переметался лавинами и путь подъема на пер. Четырех, как сверху с седловины, так и сбоку с п. Ахмади Дониша. Начинать подъем на перевал в таких условиях было совершенно немыслимо. Мы решили подождать, пока сойдут основные лавины, а далее ориентироваться по конкретной обстановке. До перевала было недалеко, так что не было смысла сильно торопиться. Мы подсушили вещи, подмокшую во время снегопада палатку, не спеша, собрались и, выйдя в 1530, к 1800 подошли под взлет пер. Четырех. Проходить мы решили именно этот перевал, а не Дружбы народов: он был нам лучше известен, он несколько ниже, на нем опасна нижняя часть, проходимая рано утром, и безопасна верхняя. На пер. Дружбы народов, наоборот, опасен верхний участок, перед ним пришлось бы заночевать. А пер. Четырех мы могли, напрягшись, пройти за один день. Поскольку мы уже шестой день жили примерно на 200 г на человека, причем продукты заканчивались, нам очень важно было не выпендриваться, а поскорее "делать отсюда ноги" в МАЛ на Москвина, к заброске.

Поставив лагерь на безопасном расстоянии от склона, мы совершили силами двоих участников с 1800 до 2130 предварительную провеску

ГС: предварительная провеска перил на пер. Четырех.

нижней части перевального взлета (четыре веревки, 190 м перил). Склон уже не был опасным: как только с него ушло солнце, мокрый снег быстро замерз, и лавины прекратились. Кроме того, путь прокладывали по наиболее безопасной выпуклой части.

17 августа мы вышли в 700, как только начало светать. За одну ходку подошли к навешенным с вечера веревкам. С утра было холодно, погода благоприятная, снег смерзшийся -- там, где он был. Выше конца перил пешком в связках распутали еще несколько бергшрундов в более пологом месте. Затем навесили еще одну веревку на коротком крутом участке и вышли на наклонную полку.

Дальнейший путь по полке, к сожалению, оказался не таким легким, как мы бы того хотели. Мы рассчитывали, что на ней будет в основном фирн, и удастся дойти без перил до начала верхнего кулуара. Но не тут-то было. Вместо плотного фирна там оказался слой недавно выпавшего снега на гладком льду. Там, где этот снег еще остался, причем смерзся за ночь и пока еще не оттаял, можно было надежно идти ногами. Но в других местах -- где вчера сходили лавины -- на поверхности был голый лед. Кроме того, кое-где мешали присыпанные снегом трещины. Так что пройти пешком всю полку не получилось. Пришлось навесить на ней дополнительно в разных местах (не подряд) еще четыре веревки

АХ: подъем на пер. Четырех.

ИЗ: последние веревки при подъеме на пер. Четырех.

. В результате до начала верхнего кулуара удалось добраться только к 1400. К счастью, камнепадоопасность сильно не возросла. Небо заволокло тучами, так что солнца практически не было, и камни вытаивали не так активно. Кроме того, большая часть камней застревала во влажном снегу, а остальные сходили в основном по прорытым вчерашними лавинами желобам.

Провесив в верхнем кулуаре еще семь веревок, мы в 1815 достигли седловины. В кулуаре был в основном голый лед, кое-где покрытый ненадежным мокрым снегом, который все равно ногу не держал. Первый участник поднимался без рюкзака. Идти по перилам было нелегко. Погода снова испортилась, пошел мокрый снег, пропала видимость. Собственно, видимость на этом участке подъема была не очень-то и необходима, но мокрый снег затруднял подъем, налипая на веревку и забивая жумары. С перевала сняли записку

Записка, снятая с пер. Четырех

группы туристов МАИ под руководством Петра Рыкалова от 22 августа 2004 г.

Спуск с седловины на лед. Москвина проблем не представляет -- метров пятьдесят по средней осыпи, дальше пологий ледник

ГС: пер. Четырех со стороны лед. Москвина.

ГС: подход к поляне Москвина. Втянутые животы оголодавших участников.

ГС: МАЛ на поляне Москвина.

. К сожалению, продолжить движение мы не могли. Была нулевая видимость, распутывать трещины на лед. Москвина в таких условиях было нереально. Так что, выйдя на первое горизонтальное место на леднике, в 1900 мы заночевали. К этому моменту еды у нас уже совсем не осталось; на ужин и на завтрак давали только горячий чай без сахара.

Вниз по лед. Москвина сначала идут по центру. Когда начинаются многочисленные трещины, забирают ближе к левому борту, где их меньше, и легче преодолевать. Через две ходки начинаются первые морены, где, если присмотреться, турами промаркирована тропа, которая уже через несколько сотен метров становится явно видимой. Тропа идет все время вдоль левого борта и выводит прямо на поляну Москвина, на которой располагается МАЛ. 18 августа, выйдя в 950 с места ночевки под пер. Четырех, в 1400 мы пришли, изрядно похудевшие (два перевала и восемь трудовых дней на двухдневном запасе!), в МАЛ на поляну Москвина.

Таким образом, группа прошла пер. Четырех, навесив на подъеме 16 веревок (770 м перил) на ледобурах. Перевал проходился в неблагоприятных условиях: в плохую погоду и по неудобному рельефу (свежевыпавший влажный снег на льду). Тем не менее, группа работала достаточно оперативно, на седловину поднялись засветло, с хорошим запасом времени. Последующим группам, планирующим прохождение пер. Четырех, стоит еще раз подчеркнуть очень высокую потенциальную камнепадоопасность этого перевала, требующую исключительно продуманной тактики прохождения, отточенной техники, как индивидуальной, так и коллективной, обеспечивающей четкое взаимодействие в группе, оперативное прохождение перил, своевременную передачу снаряжения по цепочке участников. Все это позволяет добиться высокой скорости подъема на перевал, своевременного (до начала больших камнепадов) ухода с потенциально опасных участков и, соответственно, обеспечения безопасности прохождения. К чему мы всегда и стремимся. Тот же принцип (и даже в большей степени, так как опасна нижняя половина взлета) применим и к рекомендациям по прохождению пер. Четырех в обратном направлении: заночевать близко к седловине, часть перил навесить с вечера, стартовать очень рано утром, а потом -- скорость, скорость и еще раз скорость, и безошибочные действия при навеске и снятии перил, чтобы не было ни минуты неоправданной потери времени, чтобы удалось побыстрее унести ноги с этого опасного перевала. На пер. Четырех ни в коем случае нельзя "тормозить", его можно проходить только бегом!



Далее:
Пер. Турамыс-III (2Б, 5300) Уровень выше: Техническое описание перевалов Назад: Пер. Интеграл (2Б, 5380)   Содержание


Георгий Сальников, sge@nmr.nioch.nsc.ru
г. Новосибирск, 2008 г.