Оглавление

3. ДНЕВНИК ПОХОДА И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

( А.А.Лебедев )

ЧАСТЬ 3

3.9. Перевал западный Караташ (5135, 3А, снежно-ледовый, первопрохождение)

Пер. Зап. Караташ и ледник Караяйляк

Сх.3. Спуск с пер. З.Караташ

Ф.3.46. Спуск с перевала Зап.Караташ

Перевал Западный Караташ расположен в западном гребне вершины Караташ (5361), которая находится в северном отроге пика Николаева. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет плато в верховьях юго-восточной ветви ледника Караяйляк с цирком его первого правого притока. Перевал обеспечивает безопасный выход с плато юго-восточной ветви ледника Караяйляк в обход ледопадов ледника под лавиноопасной стеной Конгура. Он может комбинироваться как с перевалом Николаева для выхода в долину Чимген, так и с перевалом Южный Караташ (5208, ~3А) для выхода в долину Курганкуль. Перевал снежно-ледовый с гребневым участком. Определяющая сторона северная. На прохождение перевала от верхнего плато юго-восточной ветви ледника Караяйляк до морен правого притока того же ледника требуется 1 день. Перепад высоты на технической части спуска ~ 900 метров.

Ф.3.47. Лавина

21.08. Высота 4910. Весь день спали, отдыхали. Площадки наши были неровные. К вечеру решились перенести лагерь на более плоское место. От лагеря вниз уходил ледник, у северной стены Конгура он образовывал мощный ледопад и поворачивал на запад (направо), скрываясь за отрогом. Затем он снова поворачивал направо уже на северо-запад, огибая скальный западный отрог вершины Караташ (5361), и снова дыбился ледопадом, см. ф.3.41. Этого уже было не видно, об этом я знал по снимку команды Юрия Хохлова, см.ф.6.3.11 из Приложения 6.3. Все эти ледопады, скорее всего, проходятся, но по лавинным конусам левого борта, т.е., под стеною Конгура, а это очень опасно, лавины там грандиозные, см. ф.3.47. Поэтому мы решили больше не испытывать судьбу и пройти что-нибудь безопасное 3А к.с. типа траверса Караташа (5361), чтобы спуститься в параллельный более северный ледник. Кстати, траверс Караташа у нас был в запасных вариантах. Позже, с западного гребня вершины Караташ мы обнаружили ещё более простой путь на северный ледник. Так был придуман перевал Западный Караташ.

Ф.3.48. Плато перевала Западный Караташ

Вечером мы собрали лагерь и за один переход перенесли его поближе к пологому западному гребню вершины Караташ. По пути поплутали между трещинам и погуляли по снежным мостам в полосе разломов. Высота 5010.

22.08. Ясное морозное утро. Вышли в 10ч. и за один переход поднялись на широкое перевальное плато в западном гребне пика Караташ. Слева чуть выделялся купол вершины 5135, справа - Караташ (5361). Мы поднялись на 5135, чтобы осмотреться, см. ф. 3.48. Спуск с седловины на север показался нам слишком сложным и протяжённым, пожалуй, он тянул на 3Б, см. ф.3.46. Лезть на Караташ нам не хотелось, это была лишняя работа, хотя с него можно было перейти на более пологий перевал в его северном гребне. Оптимальным был спуск с вершины 5135 по её западному гребню до седловины перед выходом скал и затем на север по снежно-ледовому склону этой седловины, см. ф.3.46.

Ф.3.49. Верёвки N1-2

Ф.3.50. Вид с в.5135 на её зап. гребень

Ф.3.51. Верёвка N3

С купола 5135 вниз на западный гребень 100 метров перил по ледовому склону крутизной 45, а в нижней части 40 градусов. В конце перед выходом на гребень опасная трещина, см. ф.3.49. Далее пологая и широкая полка между разломом вдоль гребня (он слева) и карнизами справа, см. ф. 3.50. В конце полки выход на гребень и почти сразу отвесный сброс, который обходится справа по крутому ледовому склону (55 град., 25 м.), см. ф.3.51 и 3.53. Затем снова выход на гребень и по нему уже спуск на седловину - две верёвки перил, первая по острому 45-градусному ребру, а вторая "для профилактики" по 35-градусному гребню-склону.

Ф.3.52. Спусковая седловина

Ф.3.53. Спуск с пер. З.Караташ

С седловины (4880) продолжили спуск уже на север. Первую верёвку продёрнули через петлю на снежной косынке, крутизна под двухметровым карнизом 50 градусов, см. ф.3.52. Вторая 50-градусная верёвка продёргивалась уже через петлю в проушине. Потом ещё две 45-градусных верёвки на проушинах до центра склона, см. ф.3.53 и схему 3. Здесь можно было уйти вниз по крутому ледовому ребру или по желобу между этим ребром (слева) и скальным хицаном справа. Однако этот путь нам показался слишком крутым. Проще перейти траверсом на ребро выше хицана, чтобы потом спуститься по значительно более спокойнуму кулуару правее хицана. Так мы и сделали. На косом траверсе до ребра провесили 2 верёвки перил по уже не жёсткому 40-градусному склону. За перегиб ребра ещё одна верёвка по 30-градусному заснеженному склону широкого ребра. На спуске с ребра верёвка перил по 50-градусному покрытому снегом льду (здесь было не жёстко) и, наконец, по кулуару ещё 4 верёвки перил по обнажённому 40-градусному льду, пока перестало быть страшно. Эти "пологие" 8 верёвок за исключением 50-градусной последний участник спускался с нижней страховкой. Бергшрунд в нижней части кулуара был плотно засыпан лавинным снегом. Ниже бергшрунда 30-35 градусный лавинный конус. В 19ч. 30 мин. мы спустились к ручью в кармане левого борта ледника и встали на ночлег. Высота 4215.

Ф.3.54. Пики Караташ (5361), Николаева (5975), Конгур (7719), Караяйляк (7245) и Яманджар (7229)

23.08. Ясное утро. Выход в 9ч. Шли сначала по центру морены, затем вдоль правого кармана небольшого ледника. За 50 минут сбросили 400 м и привалили на зелёной лужайке в кармане уже правой морены юго-восточной ветви ледника Караяйляк. Далее всё время вниз по хорошей тропе в кармане, вплоть до летовки Акгёль. По пути любуемся величественными северными стенами хребта Конгуртаг, см. ф. 3.54. Периодически (раз на 2-4 км пути) справа стекают ручьи. У одного из них на высоте 3370 встали на 2-х часовой обед. К летовке Акгёль в долине Гёздарьи спустились к 17ч. 30 мин. Высота 2795.

24.08. Днёвка, вызволение заброски, её разборка, учёт и упаковка продуктов. Вечером где-то недалеко от нас прошла гроза.

3.10. Восхождение на северное ребро пика Аклангам (до 5700, 3А, снежно-ледовый)

Подъём на сев. ребро Аклангама

Сх.4. Подъём на ребро Аклангама

Пик Аклангам (6995) является самой западной вершиной хребта Конгурмузтаг. В 2002 году команда ТК МАИ под руководством А.Лебедева совершила первое восхождение на эту вершину [30 и 31]. Маршрут 2002 года проходил по юго-западному ребру. Маршрут по северному ребру, прерванный нами из-за плохой погоды, является простейшим путём с севера на гребень хребта Конгурмузтаг на его 7000-м участке (от пика Аклангам до Конгура) и, очевидно, будет пройден в ближайшее время. Подъем по ребру включает в себя выход на седловину 5300 с западной ветви ледника Караяйляк. Маршрут снежно-ледовый с гребневыми участками. На подъём от верхнего цирка(4700) западного притока ледника Караяйляк до уровня 5700 на северном ребре пика Аклангам требуется два дня. Перепад высоты на технической части подъёма (спуска) - 1000 метров.

Ф.3.55. На морене левой ветви ледника Караяйляк

25.08. Ясное утро. От летовки Акгёль тропа спускается в сторону реки Караяйляк и выводит на бордюр бетонного арыка. Далее следует идти по бордюру почти до кармана между языком ледника Караяйляк и конгломератным сбросом с его орографически правой морены (от летовки Акгёль один переход). Тропа поднимается траверсом склона, потом входит в карман и через полчаса выходит на ледник. Для пересечения ледника и подъёма на левую морену (3015) требуется около часа. На леднике тропа плохо различима среди камней, поэтому необходимо быть очень внимательными. Затем тропа траверсом плавно спускается в сухой карман левой морены. До летовки Кошташ (3445) мы поднимались неполных три перехода (около двух часов). Вполне вероятно, что на участке Акгёль-Кошташ у вас не будет чистой воды.

После обеда мы покинули летовку Кошташ и через переход остановились лагерем у ручья на краю следующей и последней летовки Аксавул. Эта летовка, в отличие от Кошташа, была необитаемой. Высота 3620. Ночью шёл дождь.

26.08. Пасмурное утро. Выход в 9ч. За два перехода по карману достигли места, где он прерывается мощными осыпями, которые спускаются с высоко залегающего над левым бортом бокового ледника. Осыпь крутая, камни крупные и неустойчивые, идти по осыпи трудно. Пришлось спуститься в карман между осыпью и ледником. Этот карман тоже не подарок, по нему шли около 40 минут, и как только осыпь на склоне стала поположе, поспешили вернуться на борт. Ещё один переход по камням, и мы вышли на зелёную наклонную лужайку с ручейком. Обед. Высота 4110.

Ф.3.56. На пути к пику Аклангам

После обеда мы пересекли глубокий овраг и продолжили подъём вдоль ледника по осыпному склону. Впереди мощный ледопад, см. ф.3.56. Перед ледопадом ближайшая к нам ветвь ледника поворачивает направо в цирк седловины 5300 в северном гребне пика Аклангам. Мы слезали этот угол, высоко поднявшись над ледником. К концу третьего послеобеденного перехода мы наткнулись на ручеёк и встали лагерем в осыпях на высоте 4565.

Ф.3.57. Северо-западная стена Конгуртюбе (7595)

За весь день северный гребень Аклангама так ни разу и не очистился от облаков. И это, не смотря на то, что до обеда над Конгур-тюбе (7595) стояла хорошая погода, см. ф. 3.57. С запада несло какую-то хмарь, и она сгущалась, натыкаясь на склон седловины 5300.

27.08. За ночь насыпало 10 см. снега. К 10 утра снег прекратился, видимость улучшилась, и в 11ч 30 мин. мы вышли в сторону седловины 5300 в северном ребре пика Аклангам. Уже через полчаса снова пошёл снег. К концу первого перехода мы поднялись в цирк (4700). Видимость 50 м. Связались, одели кошки и по дуге, не теряя высоты и, обогнув цирк, вошли в широкий кулуар, ведущий к седловине 5300, см. схему 4. Участки глубокого снега в кулуаре чередовались со льдом и жестким фирном. Крутизна 40 градусов, отдельные участки, протяженностью 2-3 метра до 45 или чуть круче.

Ф.3.58. Северное ребро пика Аклангам (6995)

Ф.3.59. Путь по гребню

Где-то на уровне остроконечной скалы - останца (она справа по ходу), кулуар расширяется и выводит на ледник. Это место на середине подъёма или чуть выше. Изредка в разрывах облаков открывалась седловина. С неё свисал карниз. Под карнизом крутизна увеличилась до 45 градусов. Здесь лёд под ногами очищен от снега лавинками, поэтому он жёсткий. Решили повесить две верёвки перил к разрыву в карнизе. Перед выходом на гребень 10-метровый 50-градусный взлёт. На седловину поднялись в 18ч. 30 мин.

Ф.3.60. Лагерь

Ф.3.61. Крутой участок

На гребне повернули на юго-запад в сторону Аклангама. Тяжёлая тропёжка по колено, а иногда и выше. Слева двухметровые карнизы, справа 45-градусный склон, см. ф. 3.58 и 3.59. Каждые 50 шагов меняли ведущего. Мы надеялись достигнуть плато, которое в какое-то мгновение показалось среди облаков. Это плато расположено у основания взлёта гребня к пику Аклангам, см. ф.3.58. Однако совсем стемнело, видимость упала до 100 метров, подул ветер. Упёршись в сложный участок гребня, мы поняли, что здесь необходимы перила, вернулись на ближайшую вершинку и в 20ч. начали строить площадку под две палатки. Высота 5395.

28.08. Ясное утро. Ночёвка наша оказалась весьма необычной, см. ф.3.60. От палаток аккуратно в связках одновременно спустились на острую седловину, см. ф.3.61. За седловиной две верёвки перил по острому гребню с карнизами, крутизна по обе стороны от гребня до 50 градусов. В конце второй верёвки взлёт с выходом скал и трудным лазанием по сыпучему снегу. Дальше гребень становится проще и быстро выводит на плато. Высота 5405.

Ф.3.62. Северо-западное лицо Конгура (7719)

Ф.3.63. Северо-западное лицо Конгуртюбе (7595)

После плато начинается взлет на северное плечо Аклангама 6200, см. ф.3.58. Солнечно, красивые виды на Конгур и на Конгур-тюбе, см. ф. 3.62 и 3.63. Крутизна на ребре 25-30 градусов. За два перехода поднимаемся на 5560. Дальше склон становится круче – 40 градусов, взлеты под 45-50 градусов. Там были участки открытого льда, закрытые и открытые трещины. Однако большую часть времени мы провели в тяжёлой тропёжке по глубокому и рыхлому снегу. За два часа мы поднялись с 5560 до 5700. Здесь был удобный для лагеря разлом, см. ф.3.64. Следующее возможное место ночёвки только на плече 6200, но туда мы уже в этот день не успевали.

29.08. Ночью шел снег. Утром видимости нет. После завтрака собрались, но не вышли. Подождали часа полтора и, не дождавшись улучшения погоды, залегли в спальники. Снег шёл весь день. Стихло лишь к 5 часам вечера. Вокруг полное молоко. Вечером опять снегопад. Мы посчитали оставшиеся дни и решили: - если завтра погода не изменится, то будем спускаться.

Ф.3.64. Здесь мы жили…

30.08. Хмурое утро, снегопад. Выход вниз в 9ч. 15 мин. В тумане за один час спускаемся на плато по колено в снегу. Решили не рисковать на остром гребне и спуститься прямо с плато 5405. Путь спуска приметили ещё 28.08 в хорошую погоду. На плато повернули направо и пошли вниз наискосок выруливая к левому борту ледника. Крутизна 25-30 градусов, много трещин, видимость 20 метров. Ледник становился всё круче и круче. Не доходя до перегиба, мы ушли влево в кулуар между левым бортом ледника и скальным контрфорсом. Где-то там за скалами наш путь подъёма 27.08. Выход в кулуар осложняется серией разломов на крутом 40-градусном льду, перила 50м. Затем ещё верёвка перил за перегиб и вниз в кулуар, лёд 50-55 градусов. В кулуаре открытый лёд чередуется со смёрзшимся снегом. Скальный борт слева крут и высок, поэтому спускаемся по кулуару (3 верёвки по 45 градусному ледовому склону). Наконец, приметили удобное место и вылезли на контрфорс по несложным 50-градусным скалам. Это была последняя верёвка перил. За перегибом ребра скалы уже не так круты, и мы траверсом, в связках одновременно, направились в сторону кулуара, по которому три дня назад поднимались на седловину 5300. Впереди в разрывах тумана показалась острая скала-останец. Мы пересекли ещё один кулуар, ещё одну скально-осыпную гряду и, наконец, попали на путь подъёма.

Ф.3.65. За окончание высотной части похода

Ф.3.66. Когда же начнётся трава?

К середине дня потеплело. Из кулуара нас прогнали мокрые лавины. Первая пришла бесшумно, мы еле успели выскочить на борт. Потом ещё две лавины. Спускались по осыпным рёбрам слева от желоба в кулуаре. В 13ч. 45 мин. собрались в цирке на высоте 4700, пересекли ледник и на осыпях левого борта встали на обед, см. ф.2.65. После обеда срезали поворот ледника налево и за два перехода по осыпям спустились на площадку у обрыва к леднику. Высота 4215.

31.08. Ночью шел снег. Вышли в 8ч. 45 мин. За три с половиной часа миновали заснеженные осыпи, см. ф.3.66, и спустились до тропы. Ещё через полтора перехода подошли к летовке Кош-таш. Отсюда до летовки Акгёль 4 перехода.

3.11. Отъезд

Ф.3.67. Конгуртюбе издевается

Ф.3.68. Хозяйка Акгёля

01.09. Издевательски ясное утро. Золотой восход на Конгур-тюбе, см. ф. 3.67. От летовки Акгёль до большого кишлака Гёз один переход. Здесь через Гездарью имеется мост. На левом берегу реки Каракорумское шоссе, чуть ниже пост паспортного контроля при выезде из пограничной зоны. В полдень за нами приехала машина с водителем от Джан Хонга. 02.09 гуляли по Кашгару. 03.09 с утра рейс в Урумчи, а вечером в Москву.