Оглавление

Вперёд

9. Почему мы уходим в горы

В конце похода

Знаменитый и банальный вопрос: почему вы ходите в горы? Сколько раз нам его задавали в Москве, сколько раз нам его задавали крестьяне в горах! А теперь задают журналисты. Так вот, дорогие мои журналисты и обыватели, держитесь, я сейчас вам отвечу! Но не за мою жену Вику и не за моего друга Славу, а за себя. При этом я отвечу на более конкретный вопрос, почему я, рискуя жизнью, хожу в походы высоких категорий. Я погружусь в глубину моего подсознания и вытащу из него ответ. И постараюсь быть честным. Но только предупреждаю: честные и вытащенные из подсознания ответы обычно шокируют сознание людей. Боюсь, что многие мне этого не простят.

Когда-то в доисторические времена древние люди встали на задние ноги и создали искусственный мир – цивилизацию. И за первое и за второе им пришлось заплатить. Существует много болезней, которые обусловлены прямохождением. Ученые выяснили, что с прямохождением связана дополнительная нагрузка на весь организм и, в особенности, на позвоночник. Жизнь в цивилизованном мире это тоже нагрузка, но уже на психику человека. Человек устает от постоянной ответственности, от кучи обязанностей, от монотонности и, в конечном счете, от бессмысленности жизни. И поэтому он стремится хоть на короткое время превратиться в животное. Наиболее распространены следующие способы: секс без любви, дискотечная трясучка, пьянка и наркотики. Дороже – изысканная жратва. Ещё бывают бани и сауны. И ещё бывают всевозможные комбинации. Кстати, все ли они продвинуты на нашем рынке? Не знаю, продаются ли где-нибудь танцы под рок-музыку в бане и в обнаженном виде? Всё это, конечно, свинство. Удивительно, что когда человек хочет стать животным, он чаще всего превращается в свинью. А слабо превратиться в слона?

Так вот, я каждый год ухожу в сложные походы, потому что чувствую в них себя волком. Да, я стремлюсь стать животным. К разочарованию многих, дело здесь не в красотах природы, и не в стремлении что-либо покорить, и тем самым возвыситься над собою или окружающими. И не в твердой руке друга или напарника по связке. И не в приближении к Богу или к абсолютной истине. Конечно, все эти “романтизмы” имеют место, но они не составляют базового инстинкта. А ведь только сильнейшим инстинктом можно объяснить столь фанатичную тягу к горам.

И теперь, когда я догадался об этом, становится понятным очень многое. Например, в походе мне не нужна женщина. Я же не обезьяна, готовая заниматься сексом каждый день. Ежедневный секс чужд волчьей натуре, так же как он чужд эстетике сложных горных походов. Моя команда это моя стая. А я сильный, мудрый, но ещё молодой вожак.

С каждым днем пребывания в горах мои жилы наполняются горячей кровью. Я начинаю наслаждаться своим движением. Как чудесно, с огромным рюкзаком, но на лёгких ногах быстро “бежать” по верхушкам камней: всё проходится на чисто динамическом равновесии. Какая ловкость! Сердце работает с наполнением, дыхание ровное, и вот за час я уже набираю 500 метров по высоте! Моя стая бежит за мной, и мы все бежим, подчиненные единственной и чисто животной цели – дойти до конца маршрута и остаться в живых.

С каждым днём мои чувства становятся всё более обостренными. Я чувствую замысловатый ход трещины под слоем снега, я предчувствую изменение погоды. Я заранее вижу, кто готов заболеть. Я инстинктивно принимаю решения, а потом удивляюсь, почему они оказались настолько точными и правильными.

С каждым днём мы говорим все меньше и меньше, а наш лексикон беднеет и заполняется матом, в котором полностью отсутствует сексуально-эмоциональное содержание. Это просто лай стаи волков. Наш запах становится резким. Нас боятся все звери: козлы и бараны, медведи и барсы. Когда в 1997 году мы на 27-й день линейного маршрута спустились с пика Ленина на Луковую поляну, нас испугались даже люди. У нас были дикие волчьи глаза! И не один из местных причастных к поборам киргизов даже не заикнулся о плате за восхождение на пик Ленина.

Наши желания становятся простыми и естественными. Мы всегда хотим есть, даже ночью. Иногда хотим пить. Каждый день мы ходим и по большому, и по малому, и каждый раз не далеко. Иногда нас мучают газы. После обеда и ужина мы хотим спать, а утором - скорее бежать дальше. Мы легко переносим холод и жару, чувство голода и тяжелые переходы. Нам не нужен отдых. В этом году мы бежали 38 дней подряд и пробежали в горах 470 километров. Ночью мы любим прижиматься друг к другу и, свернувшись калачиком, спать в нашей общей норе, то есть, в коллективном спальном мешке. Иногда мы любуемся внезапно открывшимся красивым ландшафтом, или звездной ночью, или луною. Волки очень любят любоваться луною.

Вынужденные жить в квартирах как в клетках и задыхаться на улицах в окружении тысяч людей, мы испытываем в городах чудовищные стрессы. И всё потому, что волки нуждаются в территории. В горах же мы ощущаем свободу пространства и слушаем музыку тишины. И чем меньше мы встретим людей, тем лучше. Волки не любят людей. В этом году мы их не видели 36 дней. Как это прекрасно, не видеть людей 36 дней! За эти дни мы пили только чистую горную воду, дышали только чистым горным воздухом, за поход мы испарили по центнеру пота. Лично я похудел на 17 килограммов. Многие мои клетки обновились, а старые прочистились. Я опять помолодел. И я не прилагал для этого никаких специальных усилий. Я просто жил нормальной волчьей жизнью.

Мой четырехлетний и гениальный, как все дети, сын, увидев бегущую под перевалом Фишт стаю из пятнадцати волков, спросил: “Они нас будут кушать?” “Да, они могут это сделать”, - ответил я. И тогда он спокойно и рассудительно произнес: “Нет, они меня не скушают. Я буду с ними дружить. Ведь я пёсик”. Значит, и он вырастит волком.

25.09.1999

10. Медвежий

За полчаса до события

Я убежден, что ледники – живые существа. У каждого из них есть свой характер. Злобный и агрессивный как белая акула Адишский ледник, могучий и уверенный как синий кит ледник Федченко, игривый и веселый как дельфин ледник Грумм-Гржимайло, скрытый и коварный как крокодил Абдукагор, хищный и грациозный как пантера ледник Дзержинского. И ещё ледники кушают, однако не будем развивать эту мрачную тему.

Медведь – опаснейший непредсказуемый зверь. Он может казаться спокойным и добродушным, и часто бывает действительно таковым. Бывает труслив как заяц и убегает от громкого крика. Но в состоянии неистовой ярости он способен нанести человеку чудовищные травмы. Вот каким мне представляется пульсирующий ледник Медвежий – самый знаменитый после Федченко ледник на Памире.

Из грота в самом кончике ледника Русского географического общества вырывается река Ванч. Над ее широкой корытообразной долиной в два ряда выстроились облака. А по середине прямо над рекою простирается узкая полоска голубого неба. Я был уверен: это пришел “афганец” – теплый и влажный юго-западный ветер с Индийского океана. Непогода продержится еще 3-4 дня. Значительных осадков не ожидается, однако горы и впредь будут окутаны плотным туманом.

Наш послеобеденный отдых подходит к концу. В получасе ходьбы нас ожидает мост через непреодолимый в брод левый приток Ванча – Абдукагор. Пора принимать решение: правый берег реки приводит к перевалу Абдукагор, левый берег – в долину реки Дустироз и далее через перевал МВТУ к Язгулемскому перевалу. Оба пути выводят на ледник Федченко и оба мне хорошо знакомы. По Абдукагору мне идти в 7-й раз, а по Дустирозу – в 12-й.

Интересно, в каком состоянии сейчас находится ледник Медвежий? Этот удивительный ледник периодически совершает подвижки: он начинает быстро сползать в долину, поверхность его растрескивается и становится непроходимой. Язык удлиняется, пересекает реку Абдукагор и упирается в скалы противоположного берега. Река поднимается и образуется опасное своим неожиданным прорывом озеро. В советские времена такую ледниковую запруду бомбили авиабомбами, предотвращая грозящее наводнением накопление воды. Интересно, бомбят ли запруду в независимом Таджикистане?

Раньше в долине реки Абдукагор добывали хрусталь, и через ледник Медвежий поддерживалась тракторная дорога. В 1992 году здесь уже никто не работал, трактор уехал, очевидно, что его нет и сейчас. Если Медвежий подвинулся в этом или прошлом году, то он составит очень серьезное препятствие. На пересечение его языка может уйти целый день, если его вообще возможно пересечь. Во избежание этой ловушки решаю идти на Дустироз.

За все время обеда к нам никто не подошел. А я ждал. К абдукагорскому мосту “местные” всегда приезжали на пикники. В полутора километрах ниже моста у дороги всегда находился кош. Похоже, что все изменилось. Дорога имеет заброшенный вид. Местами она завалена камнями, и никаких следов протектора. Вспоминаю, что в пяти километрах ниже моста дорогу пересекает лавинный вынос. Теперь понятно: дорога поддерживалась только благодаря абдукагорскому трактору.

Абдукагорский мост

Зураб Габуния

Вот он, знаменитый абдукагорский мост! Сколько походов начиналось или заканчивалось около этого моста! 1981, 1988, 1990, 1991, 1992 – это только мои походы. А еще существуют сотни других руководителей по всей стране. Мост сработан на века. Он еще в очень приличной форме. На поперечной перекладине стальной конструкции на высоте около пяти метров в совершенно недоступном, на первый взгляд, месте красуется надпись: “МАИ н/к 08.90 П.М.”. Ее сотворил “маевский” турист Пименов Миша в 1990 году.

Дорога на Дустироз почти не изменилась, быть может, только чуть гуще заросла травой. Под ногами попадается лошадиный помет. Интересно, сколько ему лет? Вся дорога в цветах. Особенно много душистых белых метелок, которые я по подмосковному опыту привык считать болотным растением. А еще здесь очень много такой знакомой по средней полосе лиловой герани.

“Мы кого-то гоним, смотрите, как примята трава” – замечаю я. “А вот и помет”. И я перешагнул через внушительную кучу темно зеленых, почти черных колбасок с волокнами растительного происхождения. Мы обсудили, кто бы это мог оставить, однако, об истинном творце этой кучи мы даже и в шутку не упомянули. До встречи с ним оставалось не более двух часов.

Шли быстро. Меня не покидала надежда дотянуть к вечеру до замечательной березовой рощи в устье Джингальдары. Однако этому не суждено было сбыться. Пересечение оврага продемонстрировало, как сильно мы все устали. В шести километрах от моста дорогу размывает ручей. Склоны его сухого русла были настолько круты, что было страшно идти даже по вырубленным ступеням. На противоположный склон поднимались, поддерживая друг друга за руки. Потеряв много времени и вспомнив, что через час перед водопадом предстоит пройти аналогичное, но гораздо более протяженное препятствие, мы решили остановиться на ночлег.

Через сотню метров за поворотом протекал чистый ручей. Палатки поставили прямо на излучине поворота: тут и склон безопаснее, и дорога пошире. Это было мое старинное место ночлега. Здесь заканчивался первый день челнока в долину реки Дустироз.

Далеко внизу в трехстах метрах ревел Абдукагор. Прямо напротив, на другой стороне реки стояли заброшенные домики поселка геологов. Мне почему-то казалось, что я должен увидеть там одинокую фигуру крестьянина, и я часто и подолгу всматривался, невольно пытаясь ее найти. Чуть дальше по долине Абдукагора виднелся язык ледника Медвежий. Подвижки давно не было. Смеркалось, ужин подходил к концу.

Медведица с медвежатами

К этому времени Она подошла уже совсем близко. Молодая, красивая, Она уверенно шла по своей дороге, наверное, уже в трехсотый раз. Рядом с ней то, забегая вперед, то, слегка отставая, семенили два самых родных для нее существа. К лету эти существа подросли, и Она их начала выводить на свою дорогу. Здесь они учились находить сладкие стебли, переворачивать камни и ловить уховерток. Сейчас за поворотом будет чистый вкусный ручей. Вечерний ветерок гнал из долины сверху знакомые запахи. Около ручья Она подняла голову и остолбенела. Прямо перед ней на ее любимой дороге сидело семеро двуногих существ и еще лежало два огромных толстых и безногих существа. Затем существа вскочили и одно из них начало сотрясать воздух какими-то непонятными звуками, что-то вроде: “Давай уфигивай! Ты еще яйцеклеткой не была, когда я уже топтал эту дорогу!”

Мы тоже сначала остолбенели. Сейчас мы не помним, чей сдавленный голос произнес первым: “Ребята, медведица с медвежатами!”. Она стояла на дороге в 25-ти метрах от наших палаток. Мы увидели друг друга одновременно. Медведица была в совершенном смятении. Она поднялась на задние лапы и начала, покачивая головой, разводить передними. Возможно, она еще никогда не видела ни одного человека. Юра ринулся за фотоаппаратом. В следующее мгновение медведица пришла в себя, повернулась к склону и стремительно начала набирать высоту. Медвежата ринулись за ней. Один из них упал, на два метра откатился назад, вскочил и снова побежал за своей мамашей. Это был крутой травянистый склон со скальными выходами. Горная техника у медведей была изумительной, а скорость передвижения потрясающей. За 5 минут они поднялись метров на двести. Затем мать обернулась, последний раз посмотрела на нас и скрылась за перегибом.

Оружия мы никогда не берём. Перед сном я затащил в палатку и разложил по удобным местам наши ледорубы, ледовый молоток, бутылку с бензином и зажигалку. Больше вроде притащить было нечего. Спали спокойно.

06.09.1999

11. Маёвская вершина

Пик Революции (6974)

Эта вершина изображена на всех картах. Она имеется и в Малом атласе мира. Она находится в “сердце” Памира, там, где начинаются его самые крупные ледники: 77-ми километровый ледник Федченко и 37-ми километровый ледник Грумм-Гржимайло. Ее называют пиком Революции. Опираясь на огромное основание, высоко к небу вознеслись ее четыре главы как лепестки волшебного цветка: Южная, Центральная, Главная (6974) и Северная вершины.

Стремительны наши рейды на вершины Памира. Мы слишком привыкли к динамичному изменению окружающего ландшафта и не выдерживаем длительной осады горных вершин. Вот и в этом походе на восхождение на пик Революции у нас имелось три дня.

Подъём на пер. Революции

Первый день - веревки, веревки, веревки. Казалось бы, не так уж и много, всего 9 штук, но на какой высоте! До обеда 5 веревок перил по льду на плато перевала Вертикаль 5900 м. А после обеда всего 4 веревки на перевал Революции 6300. Только эти четыре веревки потребовали 4 часа и заставили нас вылезти из кожи вон! Солнце из кулуара ушло очень рано. Начался мороз. На третьей веревке снег был настолько крут и глубок, что дальнейшее продвижение вверх стало невозможным. Не помогла и смена лидера. Ребята пробили в снегу косую траншею и вышли на скалы. Отсюда до перевала по прямой было не более 30 метров трудного снега, если же идти вверх по скалам, то до гребня пришлось бы провесить еще 2 веревки перил. Все более реальной становилась угроза обморожений. И вот тут потребовалась предельная мобилизация, возможно, самая экстремальная за весь поход! Мышечный взрыв и пройден последний участок глубокого снега. Далее отвесный карниз, но это значительно привычнее и проще. И вот Игорек уже на перевале: - “А здесь солнышко и еще тепло!”, доносится с плато, и у каждого появляются силы пройти эту последнюю веревку. Ужинали при свече.

Какая красивая и страшная звездная ночь! Нас 7 человек. Мы на высоте 6300 метров. Внизу крутой спуск – 9 веревок перил, 40 километров по леднику Грумм-Гржимайло, 30 километров по Танымасу, 120 километров до тракта, а затем озеро Каракуль, перевал Кызыларт, Алайская долина…Господи, куда мы забрались, маленькие кусочки протоплазмы? Кто нас спасет? Даже на станции “Мир” человек интегрирован в цивилизацию куда в большей степени. Да что там говорить, конечно же, станция “Мир” это Казанский вокзал по сравнению с плато Революции! Ну, попробует космонавт заболеть, за ним будет следить целый институт врачей и давать советы, а потом его рано или поздно вывезут! А вот тот из нас, кто сломает завтра ногу, наверняка умрет! Да, мы, как говориться, в дальнем космосе, где-то за орбитой Марса.

Закат на плато Революции

На следующее утро после короткого спуска с перевала Революции на одноименное плато, мы начали изнурительный подъем к вершине пика. Шли медленно. Сказывался глубокий снег и усталость от предыдущего дня. Путь на Северную вершину преградил широкий разлом. Пришлось обходить его слева, а заодно и всю Северную вершину. На крутом и жестком склоне между Центральной и Северной вершинами надели кошки. Здесь на бесконечном и нудном подъеме нас стали покидать последние силы. Кое-как доплелись до подножия восточного гребня Главной вершины.

Спасло то, что приступы бессилия к нам приходили и уходили по очереди. Вот и теперь, у подножия гребня на долгий привал расположилась вторая связка: Зураб, Юра и Борис. Я, отвязавшись от своей связки, медленно дожимал последние метры. Ноги были ватными, изголодавшемуся по кислороду мозгу безумно хотелось спать. А впереди “железный” Славик провешивал перильную веревку на гребень Главной вершины. На перилах ребята пропустили меня вперед, так как я знал, как устроена верхняя окутанная туманом часть горы. Оказавшись на гребне, я дунул, что есть мочи, к вершине. Содержимое тура настолько интриговало меня, что я забыл про усталость и в одиночестве дошел до заветной маленькой осыпной площадки с маленькой башенкой из камней – туром Главной вершиной пика Революции. О ребятах я не беспокоился: гребень простой, дойдут по следам.

Записка 1990г. и вымпел СК МАИ из тура на пике Революции

Разобрав камни, я достал железную банку и извлек содержимое. Бережно развернул полиэтиленовую пленку. В ней находился вымпел Спортклуба МАИ и моя записка 1990 года! Девять лет никто после нас не поднимался на эту вершину. Значит, не было экспедиций в 1991 году. Не получилось восхождения у совместной татарско-английской экспедиции 1992 года. Ну а позже началась гражданская война.

Подошли Слава, Игорь и Петр. Я сфотографировал записку, написал новую и обе уложил в тур. На обратном пути на гребне встретили Бориса. Все-таки он пересилил себя и решил сходить на вершину. Мы подождали его у подножия гребня на высоте 6900, в том месте, где остановились Зураб и Юра.

Конечно, в 1990 году команда МАИ выступила на пике Революции гораздо круче. Она не просто взошла на вершину, но проложила с ледника Федченко новый маршрут по ледовому ребру восточного края стены Мышляева. 1000 метров перил, две ночевки на ребре, последнюю из которых можно назвать “висячей”, а затем выход на плато Революции по крутым скалам на высоте 6100 метров! Заместитель руководителя команды 1990 года Валерий Логинов спросил меня:

Команда на фоне пика Революции после восхождения. В.Львов, Ю.Максимович, И.Нистратов, А.Лебедев, Б.Малахов, З.Габуния. Снимает П.Рыкалов

- Почему вы не пошли с ледника Федченко по ребру?

- Во-первых, команда 1999 года не настолько сильна технически, как наша старая команда, а во-вторых, после пика Революции нам предстояло еще пройти 170 километров и взойти на пик Ленина. Поэтому мы не могли так сильно напрягаться, - ответил я.

- А физически новая команда сильнее?

- Я думаю, что так.

- А технически послабее? - не унимался Логинов.

- Конечно.

И я почувствовал, что Валере это приятно: он гордился походом 1990 года, и это справедливо. Не даром нам дали “Большие” золотые медали на Чемпионате Союза.

Но прав ли я в том, что новая команда физически сильнее? Да, конечно же, нет. Ее составляют обычные ребята с обычными среднестатистическими в туристской среде данными. Однако признаюсь, что более волевой и сплоченной команды мне даже трудно представить. И этого достаточно, потому что проблема прохождения маршрута 1999 года не является физической, а является интеллектуальной и духовной. Я это говорил до похода, говорю и сейчас. И именно в этой сфере, в конечном итоге, было найдено ее решение.