Перевал Ерофеева (5067, 3А, лд.-сн.)

(описание и фото из отчёта [1])

Вид на перевал с востока

Перевал Венички Ерофеева находится в северном отроге Заалайского хребта в трех километрах южнее пика Свердлова (5455 м.), соединяет верховья рек Коккиик (с востока) и Кызылхунгой (с запада). Ориентация перевала – восток-запад. Относится к числу односторонних. Восточный - крутой (до 50 градусов) ледовый склон является определяющим, западный – простой осыпной. Радиальный выход на седловину перевала с легкой – западной стороны совершили московские туристы под руководством М.В. Мещерякова 17 августа 1990 года. Они же дали перевалу название. Наша группа 12 августа 2001 года впервые совершила сквозное прохождение перевала с подъемом по определяющей – восточной стороне. Название перевала нами сохранено. Описание приводится от ледника, лежащего в верховьях западного истока реки Коккиик до реки Кызылхунгой.

Из лагеря группа вышла в 8 часов и уже через 10 минут начала подъем на перевал по снежному склону постепенно увеличивающейся крутизны. Трещину у основания склона легко перешли по снежному мосту. До крутизны 35…40 градусов поднимались в кошках одновременным движением связок. Не доходя 20…30 метров до грязного осыпного островка, вдающегося в снежно-ледовый перевальный склон справа по ходу, перешли на организацию перильной страховки. Веревку закрепляли с помощью ледобуров. Дальнейший подъем до седловины перевала выглядел следующим образом:

Первая веревка 40 м. – прямо вверх с выходом на чистый лед мимо осыпного островка, находящегося справа по ходу, крутизна склона 35…40 градусов. Вторая веревка 40 м. – прямо вверх по ледовому склону 40…45 градусов.

Третья-четвертая-пятая веревки (всего120 м.) – прямо вверх по ледовому склону до 50 градусов – ключевой участок, выводящий на перегиб склона, почти весь проходится на передних зубьях.

Шестая-седьмая веревки (всего 60 м.) – вверх - вправо по ходу в обход угадывающихся трещин по снежно-ледовому склону 40…45 градусов.

Восьмая веревка 40 м. – прямо вверх, выводит на снежно-ледовую мульду, примыкающую к скально-осыпной седловине перевала. Крутизна этого участка до 50 градусов, проходится на передних зубьях.

Всего при подъеме на перевал группа повесила 300 метров перил. По времени подъем занял 7 часов. Седловина перевала Венички Ерофеева довольно широкая, осыпная, можно расчистить места для палаток, вода есть в находящемся в ледовой мульде озерце. В туре, который мы сразу обнаружили на скалах ближе к пику Свердлова, вместо записки мы нашли щепотку полуистлевших клочков бумаги вперемешку с клочками полиэтилена – все, что осталось от послания М. В. Мещерякова.

Спуск с перевала на запад в ущелье реки Кызылхунгой представляет собой осыпной склон крутизной 35…40 градусов. Склон имеет в средней части горизонтальный скальный пояс. В орографически правой части пояса есть разрывы, позволяющие по осыпи без проблем преодолеть его. Значительный перепад высоты приводит к покрытому моренными валами западному истоку реки Кызылхунгой. От седловины до этих моренных валов, где у ручья с чистой водой был разбит лагерь, группа спускалась 45 минут.

Прохождение перевала Венички Ерофеева потребовало от нас как достаточно больших физических усилий, так и продолжительной и четкой технической работы. Проведенная нами накануне визуальная оценка перевала, совпавшая с предварительной оценкой М. В. Мещерякова – 2Б, оказалась заниженной. Такие односторонние перевалы как Иглы Туюксу (2Б к.с., Северный Тянь-Шань), Самарский в его ледовом варианте (2Б к.с., Фанские горы) оказались технически значительно проще. Даже перевал Седло Москвичей (3А к.с., Фанские горы) реально оказывается проще Венички Ерофеева. Наша оценка перевала в том варианте, что мы прошли и соответствовавшей этому ледовой обстановке – 3А к.с.

1. Довженко С.В. (Калуга). Отчёт о горном походе 6 к.с., библ. ТССР, N757, 2001.