Перевал Кызылхунгой (4370, 1Б, ос.)

(описание и фото из отчёта [1])

Вид с пер. Ерофеева, слева северный склон пер. Жальгирис, справа перевал Кызылхунгой

Перевал Кызылхунгой находится в северном отроге Заалайского хребта, соединяет левый исток реки Кызылхунгой и верховья реки Кокчукур. Оба склона перевала осыпные. Впервые пройден в 1977 году литовскими туристами (рук. Рачкаускас). Наша группа прошла перевал с востока на запад (к реке Акчукур) 13 августа 2001 года. Описание приводится от слияния истоков реки Кызылхунгой до верховьев реки Кокчукур.

От места ночевки в верховьях правого истока реки Кызылхунгой к слиянию двух истоков этой реки группа спускалась 1 час 20 минут. Путь проходит с большим сбросом высоты по карману между валами древних морен и орографически правым склоном долины и представляет собой неширокий кулуар с  ручейком воды.

У слияния двух истоков реки Кызылхунгой видны следы брошенного стойбища, людей нет. Через 20 минут после начала подъема в верховья левого истока реки Кызылхунгой мы по камням перешли на его левый берег. Еще через 20 минут мы оказались у отворота направо к перевалу Кызылхунгой. Следует иметь в виду, что здесь ручей уходит под камни и группа в течение  несколько часов останется без воды.

Сам подъем на перевал представляет собой широкий осыпной кулуар с временами выходящим на поверхность ручьем воды. По мере подъема крутизна склона растет с 25…30 до 40 градусов и достигает 45 градусов при выходе на седловину. От дна ущелья группа вышла сюда за 2 часа 15 минут. Седловина перевала Кызылхунгой широкая, осыпная, с хорошо заметным туром, воды нет. В туре была обнаружена записка московских туристов (руководитель М.В. Мещеряков) от 9 августа 1990 года. На спуск с перевала Кызылхунгой по простому осыпному склону мы потратили 55 минут. Середину склона по высоте рассекает полоса отдельных выходов разрушенных скал, между которыми есть осыпные проходы. К сожалению, здесь нет воды, и для организации лагеря нам пришлось еще один переход плестись к леднику. Лагерь был разбит в 19 часов 30 минут на морене в 300 метрах от начала чистого льда.

1. Довженко С.В. (Калуга). Отчёт о горном походе 6 к.с., библ. ТССР, N757, 2001.