Перевал Восточный Сасыктеке (5375, 3А, сн-лд)

(описание и фотографии из отчёта [1])

Ф.1. Юго-западный склон

Ф.2. Юго-западный склон, верхняя часть

Ф.3. Карниз северо-восточного склона

Перевал расположен в южном отроге Заалайского хребта в непосредственной близости от последнего. Ориентирован он с юго-запада на северо-восток и соединяет долины рек Сасыктеке (с запада) и Комансу (с востока). Относится к числу односторонних, определяющий сложность склон – северный – огромный нависающий карниз. Южный склон осыпной. Пройден группой 18 августа 2001 года с юга на север после пережидания двух дней непогоды.

Подъем на перевал по осыпному склону (30-40 градусов, набор высоты около 200 метров, см. ф.1 ), до входа в кулуар стал сложнее, так как идти пришлось по заснеженным камням. На подходе к кулуару (ф.2.) и в самом кулуаре пришлось топтать следы в глубоком (30-40 см.) снегу. Протяженность кулуара при крутизне 40 градусов составила около 300 метров. От лагеря до седловины группа поднялась за 2 часа 30 минут.

Широкая седловина перевала Восточный Сасыктеке была занесена глубоким снегом, тур нашли с трудом. Из-за огромного карниза, свисающего на северо-восток, гулять по перевалу без страховки не рекомендуется. К 10 часам утра снег на северо-восточном склоне оказался совершенно мокрым. Просмотр вариантов спуска показал, что карниз стал значительно сложнее, чем был описан в туристских отчетах. Обход карниза в принципе возможен при спуске справа по крутому (50 градусов) в нашем случае снежному склону. Однако налицо были явные признаки лавинной опасности. Снежки вызывали возникновение снежных улиток, кое-где были видны свежие снежные осовы. Мы решили спускаться непосредственно с карниза в месте, где его надежность не вызывает сомнений. Поскольку наши веревки имели длину 40 метров, следовало учесть, что карниз имел нависание в несколько метров и высоту более 50 метров. Для перестежки выбрали единственно возможное место – ледовую выпуклость в 12 метрах от верхней кромки карниза, расположенную в орографически левой его части ф.3. Здесь стрела прогиба от веревки до поверхности льда не превышала одного метра, и до ледовой выпуклости можно было дотянуться и зацепиться за нее.

Для сдергивания веревки на перевале была организована “катапульта”. Ниже места перестежки также следовал участок “отрицательной крутизны” протяженностью около 20 метров. Вторая веревка закончилась на снежной пробке, перекрывающей именно в этом месте гигантский бергшрунд шириной 3-5 метров. По второй веревке последний участник спускался с использованием ледовой проушины.

От нижней кромки бергшрунда к плоской части плато вел снежный склон крутизной 45 градусов, протяженностью 100 метров. При спуске по этому участку из-под ног срывались лавинные ручьи, подтверждающие, что мы правильно избежали прохождения крутого снежного склона.

Общее время спуска с перевала Восточный Сасыктеке на плато ледника составило 2 часа. Следует сказать, что не смотря на короткий (менее двух веревок) технически сложный участок, перевал безусловно соответствует категории сложности 3А. Группе он запомнился не склонами, пусть даже крутыми и длинными, а отсутствием таковых и необходимостью работать практически без опоры под ногами. Мы не смогли вспомнить ни одного перевала из числа нами пройденных, который подошел бы в качестве аналога перевалу Восточный Сасыктеке.

Спуск с перевала Восточный Сасыктеке приводит на снежное плато, резко обрывающееся на север – это перевал Коккиик (3А к.с., 4950 м.). Ледник на плато и ниже изрезан опасными трещинами. Мы не успели пройти и 300 метров, как первый участник скрылся в одной из таких трещин. Ширина ее оказалась около двух метров, веревка сильно врезалась в снег, и нам пришлось организовать оттяжку для извлечения провалившегося. На спуске мы придерживались левого борта ледника и при первой возможности сошли со льда на осыпной склон левого борта ущелья.

После нашего прохождения перевала погода вновь ухудшилась, и по леднику мы шли под сильным снегопадом, опустился туман. Спуск к моренным валам у слияния нескольких ветвей ледников Коман занял 4 часа. Здесь на моренах организовали лагерь.

1. Довженко С.В. (Калуга). Отчёт о горном походе 6 к.с., библ. ТССР, N757, 2001.