Перевал Лагерный (4547, 2А, ос.-сн-лд.)

Вид из ущелья Ак-Джилга

Северный склон

Чтобы подняться от 217-го км. Тракта к языку лед. Ак-Джилга необходимо обязательно сразу около автодороги перейти вброд на левый берег реки, переправа сложности не представляет. Путь по правому берегу осложнён прижимом.

Подъём по тропе на левом берегу прост и до слияния истоков, текущих с ледников Белецкого и Ак-Джилга занимает 3 часа. Здесь была оставлена часть продуктов и бензина, необходимых для прохождения участка маршрута от ледника Белецкого до ледника Уйсу, где нас ждала заброска. Ещё 3 часа понадобилось, чтобы пройти по левому берегу р. Ак-Джилга до начала подъёма на пер.Лагерный. На этом участке тропы нет, но идти несложно. Уже в начале подъёма вдоль реки Ак-Джилга открывается вид на пер. Лагерный, затем видимость перекрывается отрогами. Идущие на перевал должны не пропустить этот момент, чтобы рассмотреть характер перевального взлёта и сориентироваться.

В 16ч.20м, в широком плоском кармане у начала подъёма на пер. Лагерный был разбит лагерь. По нашим оценкам высота этого места 4200-4300м., что не согласуется с высотой перевала, приведённой в Перечне - 4200м. По данным некоторых отчётов библиотеки МГЦТК высота пер. Лагерный - 4600м. Приходим к выводу, что эта цифра близка к истине.

Подъём на перевал от лед. Ак-Джилга проходит по широкому кулуару со средней и мелкой осыпью. Крутизна - до 35 градусов, перепад высоты - около 300м. седловина довольно широкая, есть, где поставить палатки. Тур - в наинизшей части. К седловине вплотную примыкает ледник, образующий здесь довольно большую мульду. На перевале группа оказалась в 9ч.30м., через полтора часа подъёма от лагеря.

В сторону лед. Корженевского ведёт снежный склон нарастающей крутизны. При спуске необходимо принять влево /прямо вниз слишком круто, до 50 градусов/. Всего при спуске до пологой части ледника было навешено 6 верёвок по 40м. Три нижних - с использованием ледобуров. Максимальная крутизна - до 40 градусов - приходится на четвёртую верёвку, затем склон плавно выполаживается. Внимание, нижняя часть спуска камнепадоопасна - следить за скалами слева! Всего на спуск нашей группе потребовалось полтора часа. Дважды на самих крутых участках использовался ледобур-самосброс, на остальных верёвках последний участник спускался с нижней страховкой.

От пологой части ледника уходим по его левому краю к узкому рантклюфту между ледником и левым склоном. Рантклюфт довольно крут - до 30-35 градусов, возможно падение камней - идти плотной группой с наблюдением. Спуск по рантклюфту до основного тела лед. Корженевского занял 40 минут. Здесь, среди моренных ухабов лед. Корженевского был разбит в 15ч.00м. лагерь. Вскоре мимо наших палаток прошли туристы из Иркутска: двое парней сопровождали девушку, сидящую на лошади. Ничего серьезного у них не случилось /связанное с высотой недомогание/, от нашей помощи отказались.

Ориентиром для идущих на перевал Лагерный со стороны лед. Корженевского может служить большой конус выноса с вертикальными промоинами. Конус расположен в получасе подъема от последней зелёной терраски правого склона ущелья на уровне языка лед. Корженевского.