1. Введение и справочные данные о походе

2. Краткий дневник похода и техническое описание перевалов

3. Перечень использованной литературы

2. КРАТКИЙ ДНЕВНИК ПОХОДА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

1. Подъезды к маршруту и перевал Швее (н/к,3666)

23.07.97. В летний сезон из г.Москвы в г.Ош еженедельно по вторникам вылетает ТУ-154. В конце лета, в зависимости от количества пассажиров, наличия бензина и технического состояния самолета, назначается дополнительный рейс по пятницам. Стоимость билета в 1996г составляла 550 000 рублей, а в 1997г уже 800 000. Стоимость каждого килограмма багажа вне 20-ти килограммового лимита бесплатной перевозки равнялась 10% от стоимости билета, т.е. 8000. Группа вылетела в ночь с 22.07.97 на 23.07.97. Разместившись утром в чайхане в центральном парке г. Ош, участники группы занялись решением главных организационных вопросов, а именно, получением пропуска в погранзону, закупкой на рынке недостающих продуктов и наймом автобуса.

Пропуск в погранзону мы получили при содействии председателя Ошского областного комитета по туризму и спорту (ул.Карла Маркса д.1) Шамиева Бекмата. Паспортные данные участников похода были переданы ему по факсу за 2 месяца до отъезда. Накладные расходы на получение пропуска составили 17 долларов США с каждого участника. Государственный налог за пребывание в альптурзоне более 3-х дней составил 8 долларов США с каждого участника.

На центральном рынке г.Ош можно купить крупы, соль, сахар и сухофрукты. Удивил бедный ассортимент сладостей. Мясо, рыбу, колбасу, супы и сухари группа привезла из Москвы.

Автобус арендовали на городском автовокзале у центрального рынка за 200 долларов США. За эту сумму водитель обязался доставить нас к селению Швее, которое находится в 40 км западнее Дароут-Коргона ( ~300 км от г. Ош ). При найме необходимо убедиться в наличии у водителя пропуска в погранзону. К 15-ти часам мы закончили все дела, пообедали и в 18 ч. 20 мин. покинули г.Ош.

24.07.97, 1-й день, полудневка. На рассвете 24.07.97 мы прибыли в с.Швее. Заброску мы оставили ночью в долине р.Алтын-Дары в доме рекомендованного водителем крестьянина. Долина хорошо просматривается и плотно заселена, прятать заброску в ней опасно. Поэтому мы заранее решили довериться кому-нибудь из местных жителей.

Селение Швее расположено на правом берегу р. Швее - левого притока Кызылсу на высоте 2400м. Мы проехали все селение и слезли с автобуса у самого крайнего (верхнего) дома, который находится перед устьем р.Кельдук - левого притока р.Швее. Отсюда начинается хорошая тропа правого берега р.Швее. Сначала она траверсирует травянистые склоны, затем погружается в арчевый лес. Перед слиянием рек Кызылкуля и Саз-Джайлоо, откуда начинается р.Швее, мы перешли по мосту на левый берег р.Швее и через несколько минут очутились на поляне левого берега р.Саз-Джайлоо ( 4 перехода от с.Швее ). После утомительных переездов и бессонных ночей требовался отдых. Поэтому мы решили устроить полудневку и отоспаться.

Пройдено 6.5 км, затрачено 2 ч. 53 мин. Набор высоты 450м ( 2400-2850 ).

25.07.97, 2-й день. Перевал Швее ( 3666, н/к ) расположен в северном отроге Заалайского хребта, отделяющем долину р.Саз-Джайлоо от соседней с запада долины р. Кечуусу ( правого притока р. Кельдук ). Пер. Швее часто используется местными жителями для перегона скота.

Ф.2. Лагерь у языка л.Кечуусу

На поляне близ устья р.Саз-Джайлоо имеется мост. В 8 ч. 20 мин. мы перешли на правый берег реки и за 2.5 перехода по арчевому лесу достигли поворота долины на юго-восток. Здесь по обоим берегам реки раскинулись обширные поляны - излюбленное место для юрт. Имеется мост. С поляны левого берега начинается тропа на перевал Швее. Можно подниматься по тропе, а можно по ручью правее тропы. Оба пути через переход соединяются, однако последний короче. По мере подъема ручей быстро теряется. Дальнейший путь (3.5 перехода) проходит без воды. В конце второго перехода мы поднялись на перевал.

Спуск с перевала производится по тропе, которая уводит влево к маленькому озеру ( или луже ) с грязной водой. За озером мы повернули на юг, пересекли невысокую гряду и по альпийским лугам спустились к глубокому оврагу, в котором течет маленький ручеек - правый приток р.Кечуусу. За оврагом, который мы пересекли по тропе, расположена красивая поляна, с арчевниками по краям (полтора перехода от седловины перевала). Далее тропа идет сначала высоко над водой, затем спускается к реке. Еще через 2 перехода мы остановились на ночлег напротив висячей долины, которая поднимается к пер. Дальнему. Впереди уже виден язык л.Кечуусу, на заднем плане возвышается закованная в лед стена Кечуусуйской подковы, см. ф.2.

Пройдено 14 км, затрачено 5 ч. 53 мин. Набор высоты 1046м ( 2850-3666, 3100-3330 ).

2. Перевал Дальний (2А,4419)

Пер.Дальний расположен в северном отроге Заалайского хребта северозападнее вершины 4740, соединяет безымянный ледник левого борта долины Кечуусу (с востока) и восточную ветвь л.Кельдук (с запада). В перечне классифицированных перевалов пер.Дальний значится как пер 1Б к.с. Мы считаем ( и это следует из описания ), что категория сложности этого перевала в перечне занижена. Перевал односторонний: основная сложность - сн.-лд. склон с восточной стороны. Спуск на запад на л.Кельдук проходит по мелкой осыпи и сложности не представляет.

26.07.97, 3-й день. Утром у одного из участников обнаружилась температура 38.2. Диагноз - вирусное ОРЗ на фоне горной болезни. Вынужденная дневка.

27.07.97, 4-й день. Больной чувствует себя хорошо. Однако у другого участника понос, тошнота, посинение губ и ногтей, температура 39.2. Диагноз не ясен, скорее всего, что-то связанное с желудочно-кишечным трактом плюс горная болезнь. Провели промывание желудка, вкололи кофеин, а через час баралгин. Вынужденная дневка.

28.07.97, 5-й день, полудневка. Наконец все работоспособны. Следует отметить решительные и точные действия медика группы - Александра Гальченкова. По плану в маршрутной книжке этот день должен быть ненапряженным: работа только до обеда. Вторая половина дня отведена для проживания на высоте 4000 м. Несмотря на двухдневное отставание от графика, решено не ускоряться и в точности следовать плану: выздоравливающим требуется умеренная нагрузка.

Вышли в 8 ч. 30 мин. За 10 мин. поднялись к удобному для переправы месту. Днем и вечером р.Кечуусу представляет непреодолимый поток. Однако утром в отдельных местах ее можно перепрыгнуть без рюкзаков с камня на камень. Переправившись через реку, мы перевалили через морену левого борта долины р.Кечуусу ( 10 мин. ) и начали подъем по висячей долине ( левого притока ) к перевалу Дальнему. В течении следующих 3-х переходов воды в висячей долине нет. Идти удобнее по лугам вдоль орографически левого борта долины. К концу 3-го перехода вышли на “сковороду” - плоское покрытое камнями пространство перед мореной. За 10 минут поднялись на морену по сухому руслу ручья, который весной стекает с седловины в центральной части морены. Сразу за седловиной мы обнаружили мутное озеро с розовой водой. На его восточном (ближнем) берегу имеются удобные площадки для палаток. Западный берег озера образован ледником, который спускается с седловины пер.Дальнего. Чистую воду можно брать из ручья, который стекает в озеро с ледника.

Пройдено 3.5 км, затрачено 2 ч. 52 мин. Набор высоты 670м (3330-4000).

Ф.3. Пер. Дальний, восточный склон

29.07.97, 6-й день. Со стоянки на озере вышли в 8 ч.40 мин. За один переход по открытому леднику подошли к основанию перевального склона, см. ф.3. Подъем начинается по центру склона, где он заснежен и имеет безопасный выкат. Крутизна склона колеблется от 30 до 35 градусов. Набрав около 150м, мы оказались перед разломом, соединяющим ледопад правого борта с коротким ледопадом в центре склона. Около разлома снег сменяется льдом. Это место преодолевали одновременно с крючьевой страховкой (всего было завернуто 3 ледобура). Дальнейший путь проходит по заснеженному желобу крутизной около 20 градусов, который расположен между ледопадом правого борта и ледопадом в центре склона. В этом желобе много закрытых широких трещин. Приходится зондировать снег и петлять, выбирая наиболее безопасный путь. Поднявшись над ледопадом в центре склона, мы повернули к левому борту, чтобы обойти широкий разлом. За разломом начинается двухсотметровый подъем на перевальный взлет. Крутизна взлета в верхней части достигает 45 градусов. Последние 100 м проходили по льду с перильной страховкой (полторы веревки перил). На перевал поднялись в 13ч. 30 мин. Состояние группы отличное.

Ф.4. Ледопад зап. ветви ледника Кельдук

Спуск с перевала на восточную ветвь л. Кельдук прост и проходит по мелкой осыпи. Аккуратности требует переход со склона на ледник, где приходится спускаться ( 40м ) по крутому камнеопасному кулуару в конгломератном склоне. Спускались по одному, выставив наблюдателя. От седловины перевала до ледника 2 перехода. Восточная ветвь л.Кельдук в этом месте открыта и практически не имеет трещин. На пересечение ледника к основанию моренной гряды, разделяющей восточную и западную ветви, затратили около 15-ти мин. Затем перевалили через седловину в основании морены и за 20 мин. спустились на травянистые площадки у правого борта западной ветви л.Кельдук. На последней площадке (перед обрывом морены к леднику) встали на ночлег. Край площадки вечером заливается ручьем. Утром воды нет. Здесь растет много золотого корня (радиолы розовой). Высота 3800. С морены над площадкой на юге виден левый край мощного ледопада западной ветви л. Кельдук, см. ф.4. Отсюда ледопад кажется неприступным. На севере видно, как вырывающийся из под восточной ветви красноватый поток скрывается в пещере под жирным языком западной ветви.

Пройдено 3.5 км, затрачено около 6-ти часов. Набор высоты 419м (4000-4419-3800).

3. Перевал Заалайский (3А,4739)

Пер. Заалайский расположен в Заалайском хребте между северо-восточным плечом ( 5050 ) пика Заалайского ( 5445 ) и вершиной 4962, разделяющей истоки западной и восточной ветвей л.Кельдук. Перевал ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет западную ветвь л.Кельдук с западной ветвью л.Сурхангоу. Перевал односторонний: основные сложности сконцентрированы на западной ветви ледника Кельдук. Это, прежде всего, мощный и крутой открытый ледопад (3800-4000) и очень крутой перевальный взлет. Спуск на л. Сурхангоу проходит по осыпи и сложности не представляет.

Ф.5. Ледопад зап. ветви ледника Кельдук

30.07.97, 7-й день. Со стоянки на морене правого борта западной ветви л.Кельдук вышли в 8 ч. 45 мин., спустились на ледник и за один переход по открытому трещиноватому леднику подошли к основанию ледопада из чистого льда. От его центра налево к правому борту тянулись наклонные полки, см. ф.5. Ближе к ранклюфту эти полки заваливались льдом, становились неудобными и опасными. Мы выбрали одну из полок и начали подъем. Шли одновременно, короткие стенки проходили с гимнастической страховкой (подпирали друг друга, подавали руку и т.п.). Не доходя до завалов у ранклюфта повернули прямо вверх и немного направо в обход высокой ледовой башни. К этому моменту мы набрали чуть более половины двухсот пятидесяти метровой высоты ледопада. У основания башни мы обнаружили проход между сераками к центру ледопада. Крутизна льда в этом проходе составляла 45, местами, 50 градусов. Провесив 4 веревки перил, мы поднялись в зону финальных разломов. Характер ледопада здесь иной: глубокие (20-30м) и очень широкие (8-15м) трещины с отвесными или нависающими стенами из смерзшихся ледовых глыб имели заваленное крупными обломками дно. Место это опасное: на голову может рухнуть кусок льда, непрочные пробки в трещинах грозят развалиться, в завалах на дне трещин спрятаны глубокие провалы. Все кажется хлипким и ненадежным. Шли предельно осторожно, при переходе последнего разлома (всего их было 3) по ненадежному завалу использовали перильную страховку (8м горизонтальных перил). Сразу за этим завалом начался отвесный подъем на край ледникового плато. Отвес проходили свободным лазанием, используя вертикальную щель, отделяющую от отвеса тонкое и крутое ребро. Первый шел без рюкзака, остальные шли по перилам (25м.), см. ф.6. На плато поднялись в 13 ч. 30 мин. Обед.

Ф.6. В ледопаде

Ф.7. Впереди и слева - вторая ступень ледопада

Дальнейший путь проходил по открытому леднику по центру спокойного потока между левым бортом и ледопадом у правого борта. Многочисленные трещины преодолевали в прыжке или обходили. Вход в юго-восточную камеру преграждал внушительный ледопад, см. ф.7. Этот ледопад обходится справа по ходу по заснеженному желобу под склоном Заалайского хребта. От края ледникового плато до основания желоба шли 2 неполных перехода. За следующий переход мы поднялись по желобу над ледопадом и за 30 мин. спустились в мульду юго-восточной камеры. Ледник здесь закрытый. После неудачной попытки преодоления широкой трещины по непрочному снежному мосту, решили прекратить движение, чтобы продолжить его морозным утром следующего дня. Высота 4500м. Из лагеря хорошо просматривался перевальный склон, см. ф.8.

Пройдено 4 км, затрачено 7 часов. Набор высоты 680м ( 3800-4480 ).

31.07.97, 8-й день. Выход в 8 ч. 50 мин. За один 55-ти минутный переход подошли к перевальному склону и поднялись по центру склона к бергшрунду. Движение над бергшрундом производилось с провешиванием перил, см. сх.2. Первая веревка по ледовому склону крутизной 50 градусов далась сравнительно легко. Зато вторая веревка выводила на жесткий натечный лед крутизной до 65 градусов. Пожалуй это был самый технически сложный участок в походе. Первый участник был вынужден несколько отклониться вправо от намеченного пути, в результате чего к концу второй веревки мы оказались под безопасным но труднопроходимым ледосбросом, см. ф.8. Третья веревка подводила вплотную к стене ледосброса (25м, лед, 55 градусов), а затем траверсом выводила к его левому краю, см. ф.9. Последняя четвертая веревка как и вторая была очень сложной. Первые 8 метров были очень крутыми (65-70 градусов). Затем следовал 25-ти метровый подъем по ледовому склону над ледосбросом крутизной около 50 градусов. Под карнизом крутизна склона возрастала до 55-60 градусов (8м). Затем следовал траверс вправо к понижению в карнизе (10м) и, наконец, отвесный выход на карниз (1.5м). Последнего участника ( чтобы избежать падения маятником ) мы блоком вытащили на 4-х метровую стенку карниза. В 16 ч. 50 мин. группа в полном составе поднялась на перевал. С перевала виден пик Коммунизма, Большое фирновое плато, пики Ленинград и Абалакова.

Ф.8. Северный склон перевальной седловины

Ф.9. Обход карниза

Сравнивая наше прохождение перевального взлета с его прохождением группами О.Чхетиани в 1994г. и А.Лебедева в 1995г., можно сделать заключение о возросшей трудности перевала в 1997г. Действительно, на седловине появился карниз, проходимый только над ледосбросом. В 1997г. для преодоления взлета потребовалось 4 веревки перил, тогда как в 1994 и в 1995 гг. было провешено неполных 3 веревки (высота перевала также несколько увеличилась). В результате наша группа не выполнила запланированные на этот день 2 перехода к подножию пика 5013. Это сказалось на следующий день в дополнительном полудневном отставании от графика.

Простой спуск с перевала на л. Сурхангоу проходил по мелкой, местами средней, осыпи. Спустившись на плато, повернули на восток к куполу узловой вершины 5013, см. ф.10. К концу 35-ти минутного перехода мы завязли в рыхлом снегу и встали на ночлег.

Пройдено 2 км, затрачено 8 ч. 10 мин. Набор высоты 309м (4480-4739-4600-4650).

4. Перевал Купол 5013 (2А,5013)

Перевал Купол 5013 находится в снежно-ледовом куполе узловой вершины 5013 и соединяет северо-восточную камеру западной ветви л.Сурхангоу с его центральной ветвью. Перевал ориентирован с запада на восток. Идея первопрохождения этого перевала была совместно разработана О.Чхетиани и А.Лебедевым весной 1994 года и реализована сначала О.Чхетиани в 1994 году, а затем А.Лебедевым в 1995 году (второе прохождение). Перевал Купол 5013 открывает самый удобный путь от пер.Заалайского на восток.

Ф.10. Купол 5013

1.08.97, 9-й день, полудневка. Выход в 8 ч. 15 мин. С плато зап. ветви л.Сурхонгоу под пер.Заалайским на северо-востоке виден поднимающийся к куполу вершины 5013 сн.-лд. кулуар, см. ф. 10. За полтора перехода подошли к основанию кулуара и еще за один переход по некрутому кулуару (25 градусов, снег, местами лед) в связках одновременно взошли на вершину. С вершины открывается замечательная панорама Памирских гор: на востоке - пик Козкурган 5491, правее пик 5392, за ним виднеется высшая точка района - пик Сат 5900, на юге над Большим фирновым плато возвышаются пики Ленинград 6507 и Абалакова, правее них - пик Москва 6785. С запада горизонт закрывается широким трехглавым массивом пика Заалайского 5445.

Спуск с вершины на восток приводит к протяженной полке. К востоку полка обрывается крутым сн.-лд. склоном. Самый простой спуск осуществляется напротив правого (южного) края купола: 3 веревки перил по лд.-сн. склону крутизной 45 градусов. Первая веревка спускается по глубокому снегу (крепление на ледорубе, последний спускался лицом к склону в 3 такта). Вторая и третья веревки были проложены по льду (продергивание веревок через петли в высверленных проушинах). Ниже склон выполаживается и допускает аккуратное прохождение в кошках без страховки.

Центральная ветвь ледника Сурхангоу образована двумя сливающимися ледниками. На моренном мысе над местом слияния хорошо сохранились рукотворные площадки для палаток. Переход по леднику до этих площадок занимает около 50-ти минут. На площадках мы оказались только в 14 часов. Погода быстро портилась, чувствовалась усталость. О запланированном на этот день подъеме на пер. УГТЭ речь уже не шла. Это создавало дополнительное полудневное отставание от графика, однако было решено поставить лагерь и как следует отдохнуть.

Пройдено 3 км, затрачено 4 ч. 20 мин. Набор высоты 363м ( 4650-5013-4650 ).

5. Перевал УГТЭ (2Б,4992)

Перевал УГТЭ расположен севернее вершины 5206 в коротком отроге, отходящем к югу от Кечуусуйской стены. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет центральную и восточную ветви л. Сурхангоу. Сложность перевала в классификаторе явно занижена, что отмечает, так же, проходивший его в 1994г. О.Чхетиани. Перевал является классической 2-кой Б (7-8 веревок перил по ледовому склону крутизной 45 градусов со стороны л. Ц.Сурхангоу), см. ф.11. Перевал имеет простой спуск на восток по пологому закрытому леднику.

Ф.11. Западный склон пер. Угтэ

2.08.97, 10-й день. Приближается новолуние. Погода окончательно испортилась. Всю 2-ю половину предыдущего дня и всю ночь дул сильный ветер, периодически шел снег. Выход в 8 ч. 45 мин. За один 60-ти минутный переход в метели подошли к подножию перевального взлета. Бергшрунд практически отсутствовал. Одновременно в связках набрали около 50-ти метров, дальнейший подъем происходил по перилам. На протяжении 6-ти веревок крутизна склона составляла 45 градусов, при этом 6-я веревка проходила уже по ледовому склону вдоль нижней части скального ребра, см. ф.11. Выше крутизна уменьшалась до 40 градусов, а на уровне 8-й веревки -до 30. Финальную часть подъема (около 50-ти метров некрутого снежного склона) участники группы преодолели по одиночке. На перевале собрались в 13 ч. 55 мин.

Спуск на восток проходил в полной мгле по закрытому леднику, который полого стекает прямо с седловины перевала. После поворота на юг в основное русло ледника начали прижиматься к левому борту и, не доходя до ледопада, спустились в карман. На моренном мысе над местом слияния ледника с первым крупным левым притоком, стекающим с пер.Сурхангоу, сохранились рукотворные площадки для палаток (два перехода от седловины пер. УГТЭ). В 16 ч. мы остановились на ночлег. Весь день и последующую ночь периодически шел снег.

Пройдено 5.5 км, затрачено 6 ч. 30 мин. Набор высоты 342м (4650-4992-4400).

6. Перевал Сурхангоу (2Б,5252)

Перевал Сурхангоу расположен непосредственно под южным склоном г.Сурхангоу 5627 в перемычке между этой вершиной и пиком Сат 5900. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет восточную ветвь л.Сурхангоу с южной ветвью л.Кызылсу. Основновная сложность перевала состоит в прохождении ледопада южной ветви л.Кызылсу.

Ф.12. На подходе к пер.Сурхангоу с западной стороны

3.08.97, 11-й день, новолуние. Утро было ясным. Вышли в 7 ч. 55 мин. За три перехода поднялись по спокойному открытому леднику в маленький цирк перевалов Сурхангоу и Энтузиастов. С запада к пер. Сурхангоу примыкает довольно обширное плато, с которого стекает горбатый ледник, см. ф.12. Подъем на перевал проще всего вдоль ложбины между горбатым ледником и склоном г.Сурхангоу. Бергшрунд здесь узкий, максимальная крутизна склона достигается на коротком 50-ти метровом участке и не превосходит 30 градусов. За один переход группа поднялась к северному краю плато под южный скальный склон г. Сурхангоу. Подъем по пологому плато до седловины перевала занял еще 20 мин. При этом мы выбрали левую из двух седловин примерно одинаковой высоты (самый простой спуск с перемычки между г. Сурхангоу и пиком Сат проходит под склоном г. Сурхангоу). В 12 ч. 15 мин. группа поднялась на перевал. Тура на перевале не обнаружили.

На спуске с перевала на южную ветвь л.Кызылсу пришлось повесить 2 веревки перил: крутизна восточного склона составляет 45 градусов , под склоном имеется широкий бергшрунд с отвесной 2-х метровой стенкой, см. ф.13. Ниже бергшрунда склон выполаживался и имел безопасный выкат по глубокому рыхлому снегу. Верхняя веревка крепилась на ледобуре и была сдернута через петлю в высверленной проушине. Нижняя веревка крепилась на вбитом в снег ледорубе. На этом участке последний аккуратно спустился “в три такта” с двумя ледорубами. Его движение сопровождалось нижней страховкой. На весь спуск было затрачено 50 мин.

Ф.13. Спуск с седловины на восток

На леднике нас накрыл туман. Угадывая смутные очертания прилежащих склонов, мы двигались по центру южной ветви л.Кызылсу и через 2 перехода достигли его поворота на лево. Здесь начиналась зона широких скрытых под снегом трещин, см. сх. 3. Туман рассеялся, но пошел снег. Провалившись несколько раз по пояс, мы достигли левого борта. Трещины здесь имели четко выраженные фирновые края и легко обнаруживались. Спустя 30 мин. мы миновали зону трещин и вышли на ледниковое плато с открытым льдом. Впереди просматривался поворот ледника на право. Там начинался главный ледопад. Через 25 мин. мы стояли на краю его первого разлома.

Ледопад южной ветви л.Кызылсу начинается, как правило, с одного или нескольких широких (8-20м) и глубоких (15-25м) разломов, протянувшихся от борта до борта, см. ф.14. В 1995 году имелся единственный разлом, а в 1997 г. их было уже три. Последний разлом у правого борта лишается нижней стены и трансформируется в ледовый отвес высотой до 100м. За этим отвесом склон постепенно теряет крутизну и переходит в спокойный ледник. У левого борта высокие сбросы отсутствуют, зато ледопад намного продолжительнее. Такая структура ледопада обуславливает следующую стратегию его прохождения: спуск начинать вдоль левого борта, пересечь ледник к центру и выйти к спокойному леднику у правого борта (под ледосбросом).

После 20-ти минутной разведки мы обнаружили проход в карман левого борта. Казалось, что по засыпанному камнями карману возможен 100-метровый спуск. Однако было уже 18 часов и преодоление ледопада следовало отложить до утра.

Пройдено 6 км, затрачено 6ч. 40 мин. Набор высоты 852м (4400-5252-4480).

4.08.97, 12-й день, полудневка. С ясного утра этого дня и до конца похода установилась прекрасная погода. Вышли в 8 ч. 45 мин. Спустившись в карман левого борта, сбросили около 120 м. Затем вышли на ледник и стали пересекать его к правому борту. Ледопад в этом месте покрыт сетью корытообразных поперечно ориентированных ложбин, которые пересекаются продольными трещинами. Движение по ложбинам к правому борту переодически прерывалось какой-нибудь особенно широкой трещиной. Приходилось перелезать на передних зубьях через 8-12-ти метровый холм в параллельную ложбину. Двигаясь таким образом, мы вышли из ледопада к спокойному леднику у правого борта. На прохождение ледопада потребовалось 2.5 часа.

Ф.14. Финальный разлом

Ф.15. В ледопаде

В течение следующего перехода мы шли между центром ледника и его правым бортом. Перед перегибом ледника мы пересекли его к левому борту и вышли на полосу свободного от моренных отложений льда. Двигаясь сначала по этой полосе, а затем по краю ледника у кармана левого борта, за один переход спустились к слиянию южной и северной ветвей л.Кызылсу. Здесь повернули направо и пошли вдоль ручья. Через 200м взобрались на моренную гряду слева от ручья. Впереди среди зеленых холмов левого борта синело озеро (3716). Спустившись с морены, стали искать проходы вдоль ледового потока северной ветви л.Кызылсу, постепенно смещаясь к левому борту л.Кызылсу. Выход с ледника к ближайшему западному берегу озера затруднен завалами из крупных каменных глыб. Поэтому, поравнявшись с озером, мы прошли немного вперед (на восток) и, обогнув высокий моренный холм, по его восточному склону перевалили к южному берегу озера.

В 13 ч. 45 мин. встали на обед. Озеро очень живописно, его берега поросли травой. Вода в озере чистая и теплая (около 17 градусов). На южном берегу за 3-х метровой моренной грядой в плоской пойме высохшего ручья имеется прекрасная площадка для палаток. После многодневного перехода по ледникам, пребывание на озере было особенно приятным. Поэтому мы решили остановиться на полудневку, помыться и как следует отдохнуть.

Это решение автоматически увеличивало отставание от графика с 2.5 дней до 3-х дней (2 дня мы потеряли в самом начале маршрута из-за болезни участников, еще полдня мы потеряли при прохождении перевалов Заалайского и Купола 5013). Резервные дни необходимо было беречь для аварийного выхода из долины Сауксая. Поэтому была принята установка на прохождение маршрута без дневок, но с периодическим использованием для отдыха полудневок.

Пройдено 7.5 км, затрачено 4 ч. 30 мин. Набора высоты нет ( 4480-3716 ).

7. Первопрохождение перевала Льва Пучкова (2Б,5050)

Перевал Льва Пучкова назван нами (по праву первопрохождения) в память о Мастере спорта, Заслуженном тренере РСФСР, главном тренере секции альпинизма Московского авиационного института, который положил много сил для ее процветания в 60-х и 70-х годах. Лев Пучков погиб на Памире в 1984 г.

Перевал расположен в западном отроге Заалайского хребта между вершинами 5221 с юго-запада и 5261 с северо-востока и соединяет безымянный (самый южный) ледник левого борта долины р. Кызылсу с ледником Дарадек. Перевал односторонний: основную сложность составляет северо-западный склон (6 веревок перил по льду крутизной 45 градусов). Спуск на л. Дарадек проходит по мелкой осыпи и сложности не представляет.

Ф.16. Северный склон пер. Льва Пучкова

5.08.97, 13-й день. Вышли в 7 ч. 25 мин. без завтрака, посчитав, что его целесообразнее приготовить во время длительной переправы через р.Кызылсу. Поднявшись по травянистым холмам к обрыву в каньон реки Кызылсу, мы повернули на лево (на север) и после крутого 50-ти метрового подъема вышли на заваленную крупными камнями террасу. К концу первого перехода мы спустились с террасы на север в широкую пойму реки. Переправа через р.Кызылсу как правила весьма сложна. Однако нам повезло: утро было холодным, на ледниках еще не стаял свежий белый снег, поэтому воды в реке было мало. Выбрав глубокое место после слива мы без труда перебрались на левый берег. Вода достигала пояса, но течение в такой “бочке” было слабым, поэтому бокового напора практически не ощущали. После переправы переоделись, разложили на камнях мокрую одежду и приступили к завтраку.

В течении следующих двух переходов мы поднялись в висячую долину левого притока р.Кызылсу, перешли ручей по камням и вошли в карман между высоким моренным валом в центре долины и ее правым бортом. За моренным валом начинался ледник. Его тело было смещено к левому затененному борту. Вдоль правого борта тянулась длинная морена. Весь день (еще 4 перехода) мы поднимались по карману и гребню этой морены. Обедали у ручья на теле ледника. К концу дня мы поднялись в характерные “ворота” между склоном и скальным столбом у ледника. С седловины ворот мы увидели верхнее течение ледника и запланированный перевал, см. ф.16. У ближайшего по ходу ручья остановились на ночлег.

Пройдено 6 км, затрачено 5 ч. 30 мин. Набор высоты 1004м (3716-4720).

Ф.17. Южный склон перевала Льва Пучкова

6.08.97, 14-й день. Вышли в 8 ч. 40 мин. За один переход пересекли ледник к левому борту и подошли к перевальному взлету. Над бергшрундом провесили 6 веревок перил по ледовому склону крутизной 45 градусов. В 12ч. 30 мин. все собрались на седловине перевала, откуда открывался прекрасный вид на Алтын-мазарские Альпы, пики Коммунизма 7495 и Корженевской 7105. Следующий наш перевал Людмила скрыт слева за поворотом, однако хорошо просматривается параллельный (более южный перевал), который соответствует, на первый взгляд, 2Б к.с, см. ф.18 (восточный склон этого перевала аналогичен западному).

С южной стороны с перевала свисал снежный карниз, который легко преодолевался с левого (восточного) края седловины. Под карнизом мы прошли траверсом к центру седловины, где начиналась протяженная осыпь, спускающаяся до плато ледника Дарадек. В 13 ч.10 мин. встали на обед у поворота к пер. Людмила. Высота 4800м.

8. Перевал Людмила (2А,5088)

Ф.18. Зап. склон перевала Людмила

Перевал Людмила расположен в водоразделе Заалайского хребта южнее вершины 5421. Перевал ориентирован с запада на востоки соединяет ледники Дарадек и Западный Кашкасу. Перевал односторонний: западный склон легко проходится в кошках с одновременной страховкой, над восточным 90-метровым 45 градусным ледовым склоном висит огромный 20-ти метровый карниз.

Подъем на перевал Людмила начали 6.08.97 в 15ч.30 мин. С перевала к верхнему плато л.Дарадек спускается ледовый поток крутизной около 25 градусов. У своего левого борта этот поток положе (около 20 градусов). Здесь мы и начали подъем на перевал. За 50 мин. взошли на широкую седловину, с которой открывался замечательный вид сразу на три семитысячника: пик Ленина 7134 (на востоке) и пики Коммунизма 7495 и Корженевской 7105 (на юго-западе), см. ф.19.

Ф.19. Вид с пер. Людмила на пики Коммунизма и Корженевской

Ф.20. Вост. Склон пер. Людмила

На восток седловина пер. Людмила обрывается огромным 20-ти метровым карнизом, см. ф.20. Стартовав с левого (северного) края седловины, можно выйти на скалы и по скалам обойти карниз. Однако во второй половине дня щель между скалами и карнизом непрерывно простреливалась камнями. Поэтому мы решили спуститься прямо с карниза в центре седловины.

После вертикального спуска с карниза группа провесила по 45-градусному ледовому склону 80 метров перил. Первую веревку продернули через петлю в парашюте, установленном на краю карниза, а вторую веревку через петлю в высверленной проушине. Дальнейший спуск на л. Западный Кашкасу проходил сначала по средней, а затем по мелкой осыпи. Спуск с седловины пер. Людмила до ледника занял 1ч. 30 мин. В течении следующих двух переходов мы спустились вдоль ледника и остановились в пойме р.Кашкасу на ее правом берегу.

Пройдено 6.5 км, затрачено около 8 ч. Набор высоты 618м (4720-5050-4800-5088-4300).

9. Долины Кашкасу и Алтын-Дары

7.08.97, 15-й день. Вышли в 8 ч. 20 мин. Шли по правому берегу. Идти удобно. За ручьем, стекающим с л.Восточный Кашкасу, начинается тропа, которая быстро выводит на живописные альпийские луга, см. ф.21. Перед северным отрогом вершины 5044 тропа спускается к реке и уходит вброд. Здесь мы отклонились от тропы и продолжили движение по правому берегу. За отрогом берег исковеркан ледником вершины Акчукур 4970 и стекающим с него потоком. Жесткие и крутые конгломератные склоны препятствовали движению над рекой. Пришлось идти по камням у самой воды, иногда погружаясь по колено в реку. Через 500 метров в 13 ч. 45 мин. мы подошли к непроходимому прижиму. Перед прижимом удалось сравнительно легко переправиться на левый берег. Обратно переправиться долго не удавалось. Вода все прибывала. Над нами нависла угроза застрять до вечера на левом берегу, так как впереди на расстоянии километра р.Кашкасу впадала в вытекающую из левого ущелья равноценную по мощности реку Мин-Теке. Наконец мы нащупали подходящее для переправы место. Как выяснилось в последствии, это была самая трудная переправа в походе. Течение было очень быстрым, а вода достигала бедер, см. ф.22. Первого страховали двумя “усами” с левого берега, последнего - двумя усами с правого берега, а остальных одним концом выпускали с левого берега, а другим подтягивали к правому. После переправы, которая завершилась в 15ч. остановились на обед.

Ф.21. Долина Кашкасу

Перед впадением Кашкасу в Мин-Теке из брода на правый берег поднимается утоптанная тропа, которая через час выводит в широкую долину Алтын-Дары. Несмотря на то, что р. Мин-Теке считается притоком Алтын-Дары, воды в последней было в 3 раза меньше. Однако к 18-ти часам Алтын-Дара выглядела очень внушительно. Место для переправы нашли в 100 м выше автомобильного брода. При переходе через реку использовали апробированный на р.Кашкасу способ страховки.

Дальнейший путь вел на север по грунтовой дороге, которая тянулась по правому берегу Алтын-Дары. В 20 ч. 35 мин. мы подошли к пешеходному мостику через р. Кызылкунгей ( последний крупный правый приток Алтын-Дары ). На правом берегу Кызылкунгея остановились на ночлег.

Пройдено 20 км, затрачено около 8 ч. Набора высоты нет (4300-3000).

8.08.97, 16-й день, полудневка. До обеда спускались за заброской ( 10 + 10 км ). Здесь нас покинул Юрий Максимович, который прозевал замаскировавшийся за сухим высотным кашлем развивающийся бронхит. В группе осталось 6 человек. Лишние продукты отнесли в кош.

10. Перевал Памяти Бондаренко (2А ,5215)

Перевал расположен в водоразделе Заалайского хребта южнее узловой вершины 5290, в северо-западном отроге которой находится хорошо заметный пик Свердлова 5465. Перевал ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет бассейны рек Кызылкунгей и Комансу. Перевал односторонний: основную сложность представляет северо-западная сторона. Через пер. Памяти Бондаренко проходит самый быстрый путь из долины Алтын-Дары в долину Саукдары, минующий сложный каньон в ее нижнем течении.

Ф.22. Переправа через Кашкасу

В перечне классифицированных перевалов пер. Памяти Бондаренко значится как перевал 3А к.с. Из приведенного ниже описания следует, что сложность перевала не превосходит категории 2А . В 1990 г. группа М.Мещерякова поднялась на перевал по новому пути [6]. После этого сложность перевала должна была быть понижена. При подъеме на перевал по пути М.Мещерякова мы воспользовались единственной веревкой перил. В любой снежно-ледовой обстановке “стенную тройку” так пройти просто невозможно. Кроме того, пер. Памяти Бондаренко нам показался значительно проще пройденных в том же сезоне перевалов УГТЭ, Сурхангоу, Льва Пучкова ( все 2Б ) и даже Людмилы ( 2А ).

9.08.97, 17-й день. Вышли в 9 ч. Утром р. Кызылкунгей позволяет перейти себя по камням, практически, в любом месте. Двигаясь то по одному, то по другому берегу, за 4.5 перехода мы подошли к слиянию двух его равноценных истоков. За слиянием в междуречье возвышался заросший травой холм. К концу 5-го перехода мы поднялись на его вершину. Отсюда начиналась длинная терраса, растянувшаяся с запада на восток и образованная моренами ледников, спускающихся с северных склонов Заалайского хребта. Ближайший ручей мы обнаружили только через 2 перехода. На красивой травянистой площадке рядом с дырой, в которой исчезал ручей, мы остановились на ночлег.

Пройдено 8 км, затрачено 5 ч. 20 мин. Набор высоты 1200м ( 3000-4200 ).

10.08.97, 18-й день. Вышли в 9 ч. За один переход дошли до конца террасы, откуда открывался вид на ледник, стекающий с пер. Памяти Бондаренко, см. ф.23. Еще через 2 перехода поднялись к подножию ледопада. Ледопад проходили по ледовому желобу между ледником и моренным холмом его левого борта. На пути попадались короткие стенки (3-6м., 45 -50 градусов), которые легко преодолевались на передних зубьях. К концу 4-го перехода поднялись к краю перевального цирка и остановились на обед.

Ф.23. В долине Кызылкунгея

После обеда за 40 мин. поднялись на маленькое заснеженное плато у подножия перевального взлета. Прямо с седловины к плато спускается 45-ти градусный ледовый склон, длиной не менее 400м. Именно по этому склону шли первопроходцы, благодаря чему сложность перевала оценили категорией 3А. С северо-востока склон ограничен ледовым ребром, которое спускается с края седловины до протяженного (около 200м) скального острова, см. ф.25. Ниже острова - исчерченный ручьями и траекториями камней 45-ти градусный 80-ти метровый ледовый склон. Еще ниже - плато. Слева (по ходу) за скальным островом с ледового ребра спускается более пологий (35 - 40 градусов) снежно-осыпной склон, завершающийся наклонной осыпной полкой. Нижний край полки по уровню совпадает с нижним краем скального острова. Под полкой и островом - единый 80-ти метровый ледовый пояс. Изобретенный М.Мещеряковым путь поднимается на осыпную полку, затем выводит вдоль скального острова на ледовое ребро и далее на перевал [6].

Во второй половине дня подъем на перевал нам показался очень опасным. С осыпной полки стекал мощный ручей, почти сель, постоянно провоцирующий сход камней. Центральный ледовый склон также не отличался безопасностью: с правой (по ходу) стороны над склоном нависало скальное ребро соседней вершины, см. ф.25. С этого ребра в потенциале простреливалась любая точка нижней половины центрального склона. Поэтому мы решили дождаться утра, чтобы безопасно подняться по простому пути через осыпную полку. Ночевали на плато на его западном крае (подальше от камнепадов и ледосбросов с ближайшей вершины).

Пройдено 3.5 км, затрачено 3 ч. 45 мин. Набор высоты 700м (4200-4900 ).

Ф.24. Ледопад на пути к перевалу

Ф.25. Зап. склон перевала

11.08.97, 19-й день. Вышли в 8 ч. 30 мин. Ледовый пояс легко прошли по заснеженным смерзшимся полоскам между ручьями. Иногда приходилось пересекать ручьи по натечному льду. В таких местах для надежности вырубали 2-3 ступеньки. Подъем по камнеопасной наклонной осыпной полке координировался наблюдателем. В верхней половине снежно-осыпного склона над полкой было много натечного льда. Для надежности здесь была повешена одна веревка перил. Пока задние поднимались по перилам и собирали веревку, первые успели использовать свой отрыв для набивки ступеней до седловины перевала: широкое 25-градусное 250-ти метровое ледовое ребро было покрыто тонкой коркой смерзшегося снега. На седловине перевала собрались в 11 ч.

После короткого (80м) простого (25 градусов, снег) спуска на ледник Комансу шли, придерживаясь его левого борта, и к концу 2-го перехода свернули (перед ледопадом) влево на осыпной холм. С холма открывался величественный вид на слияние 4-х ветвей л.Комансу. Еще один переход потребовался чтобы пересечь три левых ветви по пологому льду.

После обеда мы спустились в карман левой морены и через 1.5 перехода остановились на ночлег напротив впадения в р.Комансу правого притока, который вытекает из широкой долины, поднимающейся к перевалу Моссовета ( 2А, 5015 ).

Пройдено 7 км, затрачено 5 ч. 45 мин. Набор высоты 315м (4900-5215-4100).

11. Перевал Иринка (1А,4803) и долина р.Чакманташ

Пер. Иринка расположен севернее вершины 5320 в водоразделе бассейнов рек Комансу и Чакманташ строго напротив перевала Моссовета. Перевал ориентирован с запада на восток. Наша группа совершила его второе прохождение.

По утверждению М.Мещерякова ш6щ спуск вдоль реки Комансу до ее впадения в Сауксай очень сложен. Мы последовали его совету перейти в параллельную долину р.Чакманташ через простой перевал Иринка, изобретенный им и впервые пройденный в 1990г.Строго напротив долины, спускающейся с пер. Моссовета, с восточного склона стекает раздваивающийся ручей. В верховье орографически правой ветви этого ручья заметна коническая осыпная рыжая вершинка. С севера от этой вершинки расположена седловина пер. Иринка.

Ф.26. Восточная сторона пер. Бондаренко

12.08.97, 20-й день. Вышли в 8 ч. 45 мин. На подъем до седловины перевала затратили два перехода + 15 мин. Еще один переход потребовался для спуска сначала по мелкой осыпи, а затем по левой морене небольшого ледника, спускающегося с вершины 5320. На террасе правого берега р.Чакманташ повернули на юг и в конце следующего перехода спустились к реке ниже ее каньона. Дальнейший путь проходил вдоль воды. По мере спуска путь становился все сложнее и сложнее. Начали попадаться прижимы. Некоторые из них мы проходили погружаясь в воду по бедра. Другие облезали по коротким конгломератным стенкам, в которых приходилось вырубать ступени. Надо признаться, что пешеходные трудности компенсировались исключительной красотой ущелья: по берегам реки много цветов, часто попадаются арчи, и кустарники лиственных пород. Мы не видели столько зелени с самого начала похода, как только отошли к пер. Дальнему. В 16 ч. 30 мин. мы подошли к непроходимому устьевому каньону. Чистой воды для обеда не было. Перекусив в сухомятку, мы начали тяжелый подъем по 45-ти градусному двухсот метровому склону, который вывел нас на высокую террасу правого берега. С южной стороны террасы нашелся спуск в широкую плоскую галечную пойму Сауксая. Чакманташ разливается здесь на множество рукавов. Легко перебродив эти потоки, в 19ч. мы встали на ночлег.

Пройдено 11 км, затрачено около 7 ч. Набор высоты 703м ( 4100-4803-3100 ).

12. Долина Сауксая и перевал Прижимный (1Б,4500)

13.08.97, 21-й день. Кульминация похода. Вышли в 8 ч. 30 мин. Весь день шли по широкому левому берегу Сауксая. Настоящий проспект, см. ф.27. Чувствовался всеобщий подъем. Адреналин добавляли конные и пешие следы по-видимому золотоискателей или охотников за барсами. Барсов здесь очень много: весь берег испещрен их следами. Попадаются величиной с блюдце. На противоположном берегу Сауксая в устье р.Белеули стояли две палатки. Людей около палаток мы не видели. Палатки миновали с ощущением чужого взгляда через оптический прицел.

Ф.27. В долине Сауксая

К 13 ч. подошли к устью р. Кузгун - к самой неопределенной переправе на маршруте. Эта река мощнее Чакманташа и рукавов у нее в устье меньше, но главное, что они былы! Не без ерничества мы перебродили реку: руководитель распевая песни топтал Кузгун, высоко поднимая ноги. Так развеялись наши последние страхи. В удачном переходе через пер. Раздельный мы уже почти не сомневались.

После обеда на левом берегу р.Кузгун, продолжая движение по простому левому берегу, мы прошли еще около 6.5 км и встали на ночлег у ручья, стекающего с юго-западного склона вершины 6001.

Пройдено 19 км, затрачено около 6ч. Набор высоты 400м (3100-3500).

14.08.97, 22-й день. Вышли в 8 ч. 40 мин. Через 25 мин. подошли к большому ручью, стекающего с ледника перевала Горлова. Следующий за ним ручей вытекает из под л.Вали, но путь к нему преграждается непроходимым прижимом р.Сауксай. Н.Крыленко потратил 2 дня, переползая по скалам над прижимом в 1929 г.[1]. Группа А.Потребича после безуспешных попыток пройти прижим или обогнуть его сверху по скалам в 1988г. [3] изобрела перевал Прижимный, который соединяет среднее течение ручья с пер.Горлова и ледник Вали, см. ф.28.

Ручей с пер. Горлова вырывается из тесного каньона. Утром этот ручей практически в любом месте переходится по камням. В часе подъема по ручью справа ( по ходу ) к нему спускается первый нормальный ( не вызывающий протеста ) кулуар. Далеко вверху над кулуаром угадывается седловина перевала. Повернув направо и двигаясь по высохшему руслу ручья, за 2 перехода поднялись в слабо выраженный наклонный осыпной цирк. Седловина с туром находится левее ( севернее ) короткого ребра, которое спускается с гребня в районе ярко-желтого пятна. До седловины нам потребовался еще один переход.

С перевала открывается красивая панорама на долину р.Сауксай, вершины Саукдаринского хребта и на ледопады ледника Вали. Из обнаруженной в туре записки А.Потребича следовало, что наша группа совершила через пер. Прижимный второе прохождение.

Ф.28. Вдали перевал Прижимный, вид с запада на восток

Спуск с перевала по мелкой осыпи привел нас в карман правой морены л.Вали. Морена обращена к леднику 80-ти метровым обрывом. У своего южного края морена ограничена очень камнеопасной промоиной, которая начинается из ее кармана. После 50-ти метрового траверса осыпного склона, мы миновали первую промоину и остановились над второй - более привлекательной, на первый взгляд. Далее пошел предельно аккуратный спуск тесной группой по местами жесткому, а в других местах осыпному руслу высохшего ручья. Сбросив около 100 метров, мы вышли на язык л. Вали. Весь спуск с седловины перевала до л.Вали занял около часа.

После обеда за один переход спустились в пойму р. Сауксай. Следов золотоискателей здесь уже не было (значит прижим по-прежнему “действовал”), а вот следы барсов были в изобилии. Однажды мы обнаружили встречный след, в который еще просачивалась вода.

Обогнув мыс со старинным измерителем осадков и миновав ручей, стекающий с южного склона вершины 6107, мы встали на ночлег в 50-ти минутах от устья потока с л. Вали. Грустно сознавать, что завтра начинается дорога домой.

Пройдено 9 км, затрачено 6 ч. 20 мин. Набор высоты 1070м (3500-4500-3700-3770).

13. Перевал Раздельный (3А,6088) и восхождение на пик Ленина (7134)

Пер. Раздельный расположен в водоразделе Заалайского хребта между вершиной Раздельной 6140 и западным плечом пика Ленина. Перевал ориентирован с юга-запада на северо-восток и соединяет ледники Дзержинского и Ленина. Через перевал проходит самый простой путь из верховьев долины Сауксая ( выше пер. Прижимного ) в Алайскую долину.

В перечне классифицированных перевалов пер. Раздельный значится как перевал 3Б к.с. Из приведенного ниже описания следует, что в чисто техническом отношении его сложность отвечает категории 2Б. Учитывая высоту перевала и упрощенность стандартных шеститысячных двоек-Б, например, пер. Омара Хайама, можно считать, что пер. Раздельный в полной мере соответствует 3А к.с.

Ф.29. Средний (второй) ледопад л.Дзержинского

15.08.97, 23-й день. Вышли в 8 ч. 55 мин. В 600 м ниже устья потока с л.Дзержинского правобережный конгломератный обрыв над поймой Сауксая расчленяется сухим руслом ручья. Это место мы достигли за один переход. Здесь повернули на лево и по сухому руслу поднялись в карман правой морены л. Дзержинского. Еще два перехода шли по ложбине в кармане, пока она не повернула к востоку и не вывела нас на широкую седловину в гребне морены, см. сх.6. С севера седловина ограничивалась осыпями со скал правого борта ледника Дзержинского. Короткий траверс осыпных склонов правого борта привел нас в карман между мореной и языком ледника. Выше в этом кармане имеется озеро.

Ледник Дзержинского образует три ледопада. Нижний и средний ледопады свободны от снега. Нижний ледопад начинается на широте вершины 5845 (которая находится в хребте между л. Дзержинского и л. Малый Саукдара) и спускается, практически, до конца ледника. Прохождение ледопада удобно начинать выше озера по карману ледника. Через 15 мин. карман становится неудобным и опасным. Движение продолжили по ледовым холмам, зачехленным темно серым обломочным материалом (темно серая полоса - орографически самая правая в нижнем ледопаде). В конце перехода остановились на обед. После обеда сместились вправо (по ходу) на полосу мраморных обломков. Следующую (третью полосу) образовывал “позвоночник” из высоких кальгаспоров (совершенно не пригодный для движения), см. сх.6. О строении ледника в нижнем ледопаде за этой полосой нам ничего не известно.

Нижний ледопад технически не сложен, но утомителен. Постоянное петляние между поперечными трещинами и хождение по холмам сильно тормозят движение по леднику. В конце второго послеобеденного перехода шли вдоль подножия кальгаспоров, пользуясь тем, что при подходе к “позвоночнику” трещины сужались. Затем снова перешли на мраморную полосу. Однажды для спуска на полку в разломе воспользовались перилами (2м). К середине следующего перехода вышли из ледопада на ровный ледник. Еще через 25 мин. встали на ночлег.

Пройдено 9 км, затрачено 5 ч. 20 мин. Набор высоты 870м ( 3770-4640 ).

Ф.30. В ледопаде

Ф.31. 1-й финальный разлом

16.08.97, 24-й день. Вышли в 8 ч. 25 мин. За один переход подошли ко второму ледопаду - главному препятствию пер. Раздельного, см. ф.29. В ледопад вошли по орографически левому краю мраморной полосы. Поднимались в основном по центру, чуть отклоняясь влево к правому борту. Прохождение ледопада порадовало разнообразным лазанием по ледовым гребешкам и коротким 4-6 метровым стенкам, см. ф.30. Выход на плато преграждался двумя широкими трещинами. Первую трещину преодолели прыжком с разбега, а затем натянули навесную переправу, см. ф.31 и 32. Для преодоления второй трещины потребовалось сложное и опасное лазание по острому ребру, ненадежной пробки. Этот участок проходили с перильной страховкой, веревку сдернули через петлю в высверленной проушине, см. ф.32. Всего на прохождение ледопада затратили 4.5 часа.

После обеда за неполных два перехода по ровному леднику подошли к началу подъема на верхний ледопад и встали на ночлег.

Пройдено 5.5 км, затрачено 6 ч. 25 мин. Набор высоты 560м (4640-5200).

17.08.97, 25-й день, полудневка. Вышли в 8ч. 45 мин. Расположенный выше снеговой границы верхний ледопад л. Дзержинского упирается в нунатак в центре ледника. Традиционный путь через ледопад [2,4-5] начинается в заснеженном желобе между нунатаком и склоном (орографически) левого борта. За первый переход поднялись до середины желоба, а за второй - до небольшого плато выше нунатака, см. сх.6. Здесь повернули налево и пересекли ледник к правому борту, чтобы обойти ледосбросы с перевального цирка, протянувшиеся от центра ледника до его левого борта. К концу перехода достигли центра перевального цирка.

Ф.32. 2-й финальный разлом

Ф.33. Взлёт на седловину Раздельного

Короткий перевальный взлет не крут (~25 градусов) и проходится одновременно, см. ф.33. При переходе через бергшрунд страховались через ввернутый над трещиной ледобур. В конце последнего четвертого перехода группа собралась на седловине пер. Раздельный.

Остаток дня отдыхали на перевале, общались с западными альпинистами (Германия, Австрия и Швейцария), накапливали силы перед восхождением на пик Ленина.

Пройдено 3.5 км, затрачено 3 ч. 10 мин. Набор высоты 888м (5200-6088).

18.08.97, 26-й день, полнолуние. Радиальный выход на пик Ленина. Из лагеря вышли, как обычно, в 8 ч. 30 мин. До самой вершины набита удобная тропа. За один час по снежному склону и осыпям взошли на плечо 6460. За плечом тропа шла по широкому гребню с малым набором высоты. К концу второго перехода мы догнали пару самых первых из вереницы западных альпинистов, которые оказались восточными немцами. Далее шли уже по вчерашним следам. Подул сильный северо-восточный ветер, заставивший, как потом выяснилось, остановиться большинство западных восходителей.

Ф.34. Легерь на пер. Раздельный

Ф.35. На вершине пика Ленина

К середине третьего перехода подошли к крутому взлету (40 градусов, 50м, лед). Верхняя часть взлета была без ступеней, зато здесь висел сдвоенный кивларовый шнур. Выше взлета продолжался широкий гребень. На следующем переходе подошли ко второму взлету и обошли его по снежному северному склону крутизной 40 градусов. Здесь были глубокие удобные ступени. Четвертый переход закончился выше взлета на пологой заснеженной понижающейся к северу подкове (6840). Ветер стих.

За подковой возвышается заснеженный местами осыпной предвершинный склон. На технически простой, но утомительный подъем по этому склону затратили около полутора часов. Весь подъем с пер. Раздельного до пика Ленина потребовал (вместе с привалами) 5 ч. 20 мин. На вершину поднялись группой в полном составе (с отрывом в 2-3 минуты) - все 6 участников второго этапа нашего путешествия, см. ф.35. Видимость была изумительной: на востоке за синей полоской озера Каракуль возвышались семитысячники китайского Памира, на юго-западе пик Революции 6974, правее пик Гармо 6602, пики Коммунизма 7495 и Корженевской 7105. Спуск с вершины длился 1ч.50 мин.

Пройдено 4 + (4) км, затрачено 6 ч. 20 мин. Набор высоты 1046м (6088-7134-6088).

Ф.36. Вид с пика Ленина на запад

19.08.97, 27-й (последний) день похода. Вышли в 8ч. 40 мин. Сначала по тропе траверсировали северо-восточный склон вершины Раздельная, затем спустились на пологий и широкий северо-восточный гребень (30 мин. от седловины перевала). Здесь нас угостили чаем зеленоградские альпинисты. Далее шли по гребню пока не достигли скал на его правом склоне. Спуск вдоль скал по осыпи и некрутому льду привел в лагерь 5300 (еще 30 мин.). Здесь нас угостили чаем участники большой английской экспедиции. Далее тропа не теряя высоты пересекает л.Ленина до середины между центром и правым бортом ледника. Здесь мы повернули налево и спустились на высоту 4550 до пологого открытого ледника (1ч.10 мин. от лагеря 5300). В конце спуска тропа дважды зигзагом обходит широкие трещины. Несмотря на то, что все повстречавшиеся нам альпинисты шли без страховки, мы настоятельно рекомендуем весь спуск от лагеря 5300 до открытого ледника проходить в связках. У ближайшего ручья остановились на обед. Впереди и слева на центральной морене виднелись палатки лагеря 4300.

14. Перевал Путешественников (1А,4128) и отъезд

Перевал Путешественников находится в восточном отроге хребта, отходящего к северу от вершины Раздельной. Перевал ориентирован с юго-востока на северо-запад и соединяет л. Ленина с истоками р. Корумдучукур. Перевал позволяет обойти пешеходные препятствия под языком л. Ленина. После обеда два перехода шли вдоль ледника, постепенно приближаясь к его левому борту. На зачехленном левом краю ледника снова нашли тропу, которая, петляя между ледовыми холмами, через 10 мин. спускается к грязному потоку в ледниковом кармане. За потоком, который легко преодолевается по камням, тропа поднимается на осыпной склон левого борта и после 500-метрового траверса круто взбирается на перевал ( 45 мин. от кармана ледника ).

С перевала открывается красивая панорама Заалайского хребта. Короткий спуск по мелкой осыпи завершается выходом на тропу правого берега р. Корумдучукур. Весь спуск с седловины перевала до Луковой поляны ( в междуречье р. Корумдучукур и стекающей с л.Ленина р.Ачикташ ) занимает один переход. Еще за один переход достигли домиков бывшего международного альпинистского лагеря. Теперь все это хозяйство принадлежит коммерческому предприятию “Ачикташ”.

За лагерем у коша сели на трактор и к 23 часам прибыли на магистраль к селению Кашкасу.

Пройдено 18 км, затрачено 6 ч. Набор высоты 178м (6088-3950-4128-3000).

20.08.97. Примерно в час ночи сели на попутную машину и к утру приехали в Ош. Билетов на самолет в кассе не было. В 16 ч. 30 мин. Сели на автобус Ош - Тошкент. Стоимость билета 30000 руб., а багажа - 10000 руб.

21.08.97. В 3 ч. 45 мин. по московскому времени прибыли в Тошкент. Автобус высадил нас прямо на железнодорожном вокзале. Билетов на Москву в кассе не было. Заплатили дилерам по 100 долларов США и в 6 ч. 50 мин. по московскому времени выехали на фирменном (5-том) поезде Тошкент-Москва. 23.08.97 в 18 ч. 10 мин. высадились на Казанском вокзале г.Москвы.

Фотографии 12 и 13 из фотоматериалов команды Д.Попова (4 к.с., 2002г.), фотографии 17, 18 и 20 из фотоматериалов команды Д.Ремизова (5 к.с., 2003г.), остальные фотографии с негативов и слайдов А.Лебедева и П.Рыкалова.