На главную страницу

В СКАЛЬНОЕ ЦАРСТВО АЛАДАГА

Пурга о втором пришествии

Андрей Лебедев

Маршрут: отель Демирказык - пер. 2550 (1А) - ущ. С. Демирказык - пер. С. Ялик (3260,2А) - р.Ялик - траверс зап. склонов Аладаглара до долины Мур -долина Мур - пер. Гуртепе (3345,1Б) - долина к востоку от Мура - траверс южных и восточных склонов горы Турасан до р.Базармут - водопады Капузбаси. Длина маршрута 65 *1,2 = 78 км и соответствует 1 с эл. 3-й к.с.

ПУРГОСОДЕРЖАНИЕ

Схема маршрута (690 КБ)

01. Участники путешествия

02. Подходы к перевалу 2550 (1А)

03. Перевал 2550 (1А)

13. О феномене коллективного поведения гусениц-сосноедов

14. Грин-пис-сознательность и её антиантропоцентрическая компонента

15. 47-е чудо света, водопады Капузбаси

16. Мама! Я там никогда-никогда не поеду!

17. ETC-travel - это самое отвратительное

18. Горцы профи - это самое восхитительное

В мае 2004 года я снова посетил Турецкие горы в районе Высокого Тавра, а точнее - хребет Аладаглар. Напомню, что впечатления от моей первой поездки 2002 года оформлены и размещены в Интернете в статье "В скальное царство Аладага". Тогда у меня был лишь один попутчик - Шура Зажигин. Теперь же у нас была большая компания: супруга и сын (8-ми лет) Виктория и Виталий Лебедевы, Анатолий Зажигин - старший (Шурин папа), мой друг и участник наших лучших спортивных походов Слава Львов, один из лидеров горных туристов МГУ Дмитрий Зеленцов, его коллега по работе Маша Иванилова и автор этих строк. Компания подобралась удивительно тёплой и абсолютно разношерстной в плане горного опыта.

Вечером 25.04 мы приземлились в Анталии и поселились в одном из кемерских отелей. Через сутки 26.04 в 21.30 мы стартовали из Анталии в Адану на ночном автобусе. 27.04 в 09.00 пересели на местный автобус Адана - Чамарды. Водитель любезно согласился подвести нас к началу маршрута - к отелю Демирказык (1660). Мы вывалились из автобуса, помахали рукой водителю и стюарду и повернулись к своим мешкам. Укладочки, перекладочки, лёгкий перекус и, наконец, мы встали на тропу.

От задворков отеля на юго-восток поднимается сухое русло ручья. В верхней части эта ложбина поворачивает по ходу налево и выводит на террасу у подножия скал вершины Демирказык (3806). Было ясно, дул жестокий ветер. Его порывы были настолько сильны, что буквально сбивали с ног. Особенно натерпелся Виталик, его кидало на камни, руки попадали в колючки. Несколько раз от ветра падали взрослые. В какой то момент группа была готова развернуться и переночевать в отеле. Помогла короткая разведка. Оказалось, что до дороги на террасе осталось не более 50-ти метров по высоте. А по террасе нас ожидал короткий переход на север до овечьей поилки. Там ветер будет подгонять в спину. Трудно оценить, сколько времени мы бы потратили на подъём к биваку у поилки в благоприятную погоду. Пожалуй, если вычесть все наши простои, пережидания порывов ветра и прятания под камнями, то мы уложились бы в 3 перехода по 45 минут.

"Эфэс Писинер!" - объявил Слава, запрокидывая и опустошая банку.

А потом погрозил пальцем и строго добавил: - "Это - чтобы хорошо писать!"

Западные склоны хребта Аладаглар, на которых начинался наш маршрут, очень безводны. В горах много снега, а воды нет, уходит в грунт. Вода имеется только в русле реки Ялик. Как правило, приходится рассчитывать или на снежники, которые в мае систематически попадаются выше 2200, или на поилки. Последние представляют собой ряд соединённых бетонных ванн, наполняемых из трубы родниковой водой. Для планирования маршрутов полезно знать расположение таких поилок. Наш первый бивуак состоялся на северном краю террасы, перед спуском к руслу сухого сая, нисходящего с перевала N28 (2550,1А), см. схему маршрута. Высота ночёвки 2275. Вечером мы постарались избавиться от пива, которое опрометчиво закупил в изрядном количестве Толя. "Эфэс Писинер!" - объявил Слава, запрокидывая и опустошая банку. А потом погрозил пальцем и строго добавил: - "Это - чтобы хорошо писать!" Ночью наши палатки подверглись испытанию похлеще, чем на пике Ленина в 2001 году. И ничего, выдержали! Стойки не поломались, ткань не порвалась. Отлетели лишь пластиковые люверсы, которые мы заменили самодельными проволочными.

Вост. склон перевала N28

Вика с Виталиком

28.04. Турецкое время отстаёт от московского на один час и неудобно для походной жизни. Вот если жить "по Москве", то в 06.00 светает, и уже достаточно светло, чтобы дежурный обходился без фонаря, в 08.00-08.30 пора в путь, в 19.00 надо вставать на ночлег, после 21.00 быстро темнеет. Такой график привычен, поэтому мы перевели часы снова на московское время. За два перехода по хорошей тропе мы поднялись на перевал N28 (2550,1А). Расскажем о значимости этого перевала.

Из большого цирка к востоку от вершины Демирказык на север спускается ущелье, которое поворачивает на запад и завершается узким и глубоким каньоном недалеко от отеля Демирказык, см. схему маршрута. Условно это ущелье будем называть ущельем Северный Демирказык. Совсем рядом к югу от его устьевого каньона скалы пропилены ещё одним каньоном. Им финиширует сай с перевала N28 (2550,1А). Не знаю, так уж непроходим устьевой каньон Северного Демирказыка или он просто не удобен для подъёма. Факт в том, что перевал N28 (2550,1А) служит для его обхода. Через него идёт стандартный путь в ущелье Северный Демирказык к классическому маршруту на эту вершину.

Северная сторона перевалов N3 и N2

Крутой и короткий спуск с перевала N28 (2550,1А) проходит по узкой щели между скал. Утром в ней жёсткий снег. Сначала 15м 40 градусов (рубка ступеней лицом к склону). Потом 35м 25-30 градусов. И всё, вы уже на дне ущелья Северный Демирказык. В мае оно заснежено. Кое где по бортам обнажились осыпи, но идти по ним неудобно, снег рядом с ними глубоко проваливался. Мы пошли по самому дну ущелья. Проваливалась не глубоко - сантиметров на 10-15. Погода постепенно портилась.

За два 45-минутных перехода мы миновали узкую часть ущелья и поднялись в цирк, обрамлённый со всех сторон скальными пиками. С запада над цирком доминировала 700-метровая почти отвесная скальная стена Демирказыка. За 20 минут мы поднялись на плоское снежное поле в нижней части западного склона цирка и встали лагерем на ночлег. Высота 2850. Обед, отдых, ужин под шум падающей с неба крупы. Наконец сон.

29.04. Великолепное морозное утро, на небе ни одного облачка. Температура около -8 град. Ещё с вечера мы со Славой пробили тропу к перевалу и протоптали половину перевального взлёта. Теперь эта тропа очень пригодилась. Наст был очень жёстким, а по тропе идти удобно и безопасно даже без кошек.

Цирк Демирказык. В центре проход к перевалам N2 и N3, справа перевал N1, ещё правее вершина Демирказык.

Перевал N2 (3260,2А) мы разведали с Шурой Зажигиным ещё в 2002 году. Мы даже поднялись на него с простейшей южной стороны. Вряд ли он не пройден, просто мы не обнаружили никаких сведений о его прохождении. Условно, предлагается называть его "Северный Ялик". Северная стена перевала скрыта и из цирка Демирказыка не просматривается. Она открывается взору лишь из собственного маленького цирка, в который мы поднимались от бивака около 50 минут. Высота здесь 3050 метров. Перевал N2 (3260,2А) открывает простейший путь из ущелья Северный Демирказык на юг к правому истоку реки Ялик. Параллельный ему западный сосед N1 значительно выше, технически не проще и главное - лавиноопасен с южной стороны. Северная сторона этого перевала служит для выхода на восточный гребень Демирказыка к началу "классического" маршрута на эту вершину. Параллельный восточный сосед N3 (перевала N2) имеет, кажется, простой заход по ребру с севера и весьма крутой и сложный спуск на юг (2А-2Б). Повторю, что все эти три перевала соединяют цирк Демирказыка с ущельем правого истока Ялика, см. схему маршрута. Следующий ещё более восточный перевал N4 соединяет цирк Демирказыка с плато Едигёль. Со стороны цирка к нему поднимается протяжённый (300-400 метров) крутой кулуар. На взгляд этот перевал по сложности ближе к 2Б. Ещё дальше к востоку из цирка Демирказык имеется выход N5 в параллельную восточную долину. С запада этот перевал весьма прост (~1Б). Однако восточная сторона у него крутая, скальная. Перевал тянет, как минимум, на 2А, если только я не ошибся с идентификацией снимка из Интернета.

Перевал N2 (3260,2А), слева выемка перевала N3, кружками отмечены верхние концы участков

Вернёмся к нашему перевалу N2 (3260,2А). Подъём на него с севера разбивается на четыре 50-метровых участка. Нижний участок - крутой конус. Страховка здесь не нужна, конус имеет безопасный выкат. Второй участок - крутой заснеженный разрыв в скалах, уводящий по ходу влево. Крутизна склона здесь 45, местами до 50 градусов. В случае срыва - вылет на нижний скальный ярус и свободный полёт 30-50 метров. Страховка здесь обязательна. Затем поворот направо за угол скал и подъём по кулуару на перевал (участка 3 и 4). Крутизна здесь поменьше 35-40 градусов, а в верхней части 30-35. Но всё равно опасно: чем ниже, тем круче, а потом опять скальный сброс. Всего на участках 2-4 мы провесили 3 х 50 метров перил + 5 метров репшнура у самой седловины. Карниза на перевале нет. Перила провесили Дима и Слава. Остальные жюмарили. Я шёл последним, работая камерой и собирая верёвки. Передо мной поднимались Вика с Виталиком. Виталик был жёстко привязан на короткой верёвке (3м) к маме, которая жюмарила "серьёзно" - со схватывающим и со скользящим карабином для пущей надёжности. А Виталик жюмарил "играючи". Вся группа шла в кошках.

Когда я поднялся на седловину, вниз на юг уже спускалась верёвка. Маша подходила к её концу, а далеко внизу на дне цирка копошился Славик. Наверно он уже запалил примуса. Спусковая верёвка вешалась "для приличия". В верхней части 30-градусного кулуара из-под снега выступают камни. Ниже верёвки склон чистый и с безопасным выкатом.

Южная сторона перевалов N2 (слева) и N3 (длинный кулуар в центре кадра)

Обед получился очень жарким. Мы изнывали под палящим солнцем в снежной чаше на высоте 3050 метров. Удивительно, что снег не раскис. После обеда мы проваливались не глубже 20 см. Спускались сначала траверсом правого борта долины, потом шли по её дну. Неожиданно ущелье перешло в узкий каньон. Снежная змея извивалась между отвесных скал. Снег плотный, но крутизна небольшая. Лишь на коротких (5-10м) участках около 20-25 градусов. Местами скалы почти смыкались, образуя проходы шириной до 5м. Наконец, каньон распахнулся, и мы очутились в просторном зале. Снег сразу кончился, началась тропа, которая трансформировалась в дорогу. Она плавно поднималась по левому (южному) краю зала к маленькому перевальчику. А сай на дне зала, кстати, не сухой, уходил в каньон. Мы спустились к нему, среди кустов облюбовали почти готовые площадки и встали на ночлег. Высоко, прочти у самых облаков, кружили орлы. В треугольном створе над каньоном виднелись домики Чамарды. Правее в причудливо изрезанных скалах Демирказыка зияла дыра - эдакая скальная проушина! Высота 2200.

30.04. За первые 2 дня мы сильно напряглись, преодолев высокий и сложный для нашей группы перевал. Теперь в самый раз устроить пеший прогон. Так мы и сделали. День выдался пасмурным. После завтрака мы вошли в устьевой каньон правого истока Ялика и по каменным нагромождениям за полчаса спустились к слиянию истоков Ялика. Здесь поилка, зелёная лужайка, высота 1900. Мы специально притормозили и не дошли до этого места в предыдущий день. Во-первых, с устатку в каньоне можно повредить ногу. Во-вторых, у поилки часто ночуют пастухи, а в зале мы были уверены, что будем одни.

Слава

Дима и Маша

За поилкой мы спустились к руслу уже объединённого Ялика, перешагнули через ручей и поднялись на террасу его левого берега. Здесь шла дорога. Она поднималась вдоль Ялика на восток и поворачивала на юг к кошевому месту, где и заканчивалась. Мы продолжили путь в сторону долины Мур. Под ногами редкие низкорослые кустики, кочки колючек, чахлая травка, идти удобно и без тропы. Вскоре мы уткнулись в поилку, затем выскочили на тракторную дорогу. Она забирала влево на юго-восток и плавно набирала высоту в обход многочисленных оврагов. Несколько раз начинался дождь, и мы пережидали его, сидя на рюкзаках под большой общей клеёнкой. На высоте 2475, не доходя до перевала в скалистом южном отроге, мы свернули с дороги на юг и вдоль скал спустились в долину Мур. Здесь зелёная поляна, поилка и кошевое место. Труба работала плохо, и к вечеру источник иссяк. Видимо, поэтому поляна не обжита пастухами, как это было в 2002 и 2003 гг. Высота поляны 1600. Мы едва успели пообедать, как начался дождь.

На отдыхе Слава заметил, что сегодняшний день ему показался особенно продуктивным в плане борьбы с липидором, ведь после завтрака мы шли без еды практически до 17 вечера. Здесь необходимо остановиться и рассказать о новой изобретённой в этом походе категории липидора.

Автор пидр-теории (слева) разъясняет её основы служащим полицейского участка в Китае

Согласно известной теории Бориса Малахова в каждом человеке живёт его пидр, который не хочет идти, тяжело дышит, обильно потеет и вообще всячески сопротивляется спортивному прохождению маршрута. Этого пидра надо изгонять. Борис изгоняет его всю зиму, накатывая в неделю не одну сотню километров на лыжах. Однако ничто не может сравниться с большим летнем походом, и пидр, всё же, за зиму прорастает, затем вырастает и явно обнаруживает себя в начале каждого летнего сезона. Всю первую половину похода Борис отчаянно изгоняет пидра, последовательно подрубая его цепкие корни. "А ну иди, сука! Потеешь сволочь? Вот я тебе покажу кузькину мать! Сейчас ты у меня взлетишь на эту морену!" - так бормочет Борис, укрощая, воспитывая и изгоняя своего пидра под 40-киллограммовым рюкзаком. Естественно, что все выражения Бориса здесь смягчены и литературно обработаны.

Несмотря на очевидную практическую ценность, теория Бориса Малахова имеет один изъян - в ней присутствует элемент веры. Дело в том, что внутреннего пидра никто не видел. Очевидны лишь последствия его существования. Точно так же кварки. Сколько не разбивали физики элементарных частиц, разгоняя их в своих синхрофазатронах до чудовищных скоростей, кварки из протонов и нейтронов никогда не вылетали. Отдельно их никто не видел, но их присутствием в нуклонах объясняется масса наблюдаемых реакций. Поэтому они вроде бы и существуют.

Анатолий Зажигин-старший

В нашем походе Зажигин-старший, опираясь на теорию пидра, качественно преобразовал её основную концепцию, провозгласив новую категорию - липидр. В отличие от пидра, липидр явно существует. С ним можно не только поговорить, его можно узреть, пощупать и пощипать! Видны и излюбленные места его пребывания - живот, бока, задница и бёдра. Так вот, прошедший день, по мнению Славика, был очень продуктивным в плане борьбы с липидром, см. также примечание к пидр-теории.

01.05. Наконец, первое мая! Этот праздник мы ждали особенно трепетно, потому как Зажигин-старший нес для него бутылочку коньяка. Но это к вечеру, а сейчас ясное утро. "Та-ра-риии-ра!" - кричали улары, и их несколько не смущала задорная песенка Славы.

"Пиии-ликала гармошка!

Играл аккордеон!

А маленький Антошка

Палатку собирал."

В долине Мур

Ущелье пер. Авцибель

Поляна в долине Мур, в центре заход к перевалу N14

Собирали не только палатку. Вика, например, натягивала белый капроновый мешок на туго скрученную пуховку Виталика. Почему-то удобнее всего это делать, зажав пуховку между ног.

Долина Мур удивительна и необычайно живописна! Живописна она, потому как поросла дивным пихтовым лесом. Над зеленью елок ослепительно блистают, как говорится, вечные (на самом деле ни хрена не вечные) снега. Ещё выше - остроконечные пики скальных вершин. А удивительна она, потому что в ней нет воды. Долина солидна, длина её около 10 км. Она разветвлена. Во всех ветвях её изобилует снег. А по дну долины идёт дорога, и нет даже признаков сухого русла ручья!

Поилка утром совсем не работала, и мы решили отложить завтрак до поляны у поворота к перевалу Авцибель (N21), до неё три перехода по чудесному лесу. Первую половину пути мы прошли по дороге, а вторую по торной тропе. И вот, мы миновали осыпной вал, за которым открылся девственно чистый газон нашей любимой поляны. Место это культовое, здесь снималось небо к фильму "В тени Конгуртага" и сцена, когда Виталик с мамой выкладывали камушками надпись "ТУРИЗОМ". Справа в камнях журчит ручей, а впереди начало пути к перевалам верховий Мура.

Подъём в цирк пер. N14. В центре склона скала с местом нашей ночёвки

После завтрака мы пересекли поляну и вошли в заснеженный коридор. Нам предстояло подняться до развилки 2650. Направо обширный цирк, залегающий к востоку от вершины Калды. Рядом с вершиной, возможно, простой перевал N19 на юг. По центру цирка крутая заснеженная щель параллельного технического перевала N18 (~2Б). Прямо по ходу коридор в верхний цирк долины Мур с тремя перевалами N15 (~1Б), N16 (~2Б), N17 (~1Б), в котором мы побывали в мае 2003г. Наш путь налево к перевалу N14, обозначенному на турецкой орографической схеме. Этот перевал ведёт в восточную соседнюю долину. Чуть севернее перевала на турецкой орографической схеме обозначена вершина Гуртепе (3474), поэтому мы дали перевалу условное название "Гуртепе".

Жарко, нещадно жарит солнце, градом льёт пот. Тропили Дима и Слава. Димино ОРЗ, прихваченное им ещё из Москвы, почти прошло, и он теперь в форме. А я тащусь в середине или в конце группы, отягощённый видео съёмкой и тяжеленным рюкзаком - практика показала, что группа движется быстрее, если максимально разгрузить Виталика. Не может он пока эффективно нести свои вещи.

Цирк нашего будущего перевала N14 (3345,1Б) лишь угадывается, к нему ведёт крутой (~30-35 град.) и протяжённый снежный склон. Посередине склона торчит скала, к которой спускается нечто вроде заснеженного ребра. На этом ребре должны быть горизонтальные участки, вполне защищенные от лавин. "Туда бы", - нацелились мы, поднапряглись и, по словам Славы, "медленно-медленно впендюрили" на это ребро (около 50 мин.). Всё оказалось так, как мы и предполагали. Лопатами разровняли пару площадок, потом Виталик выкопал два или три туалета. Потом мы любовались удивительным закатом и видом на грандиозный отсюда пик Калды. Потом мы ужинали с коньяком. Потом спали. Высота здесь 2845.

Панорама в сторону пика Калды (3652)

02.05. Утро серенькое, над долиной слоями тянутся облака. Только бы успеть увидеть перевал… Позавтракали, собрались и по весьма пологому (15-20 град.) склону поднялись в цирк (один переход). Вначале мы испугались, весь цирк оказался в скальном обрамлении, простого перевала не видно. Единственная надежда, что перевал скрывается в крайнем правом углу за контрфорсом вершины. Пока мы отдыхали Слава сбегал на разведку. "Проход есть!", послышался его радостный крик. Чуть приподнявшись мы увидели наш перевал. Он действительно скрывался за отрогом. К нему поднимался 300-метровый заснеженный склон крутизной 25-35, местами до 40 градусов. Надели кошки и поползли. Ночь была относительно тёплой, ступени формировались легко, даже слишком легко. Диме и Славе было бы легче, если бы снег проваливался чуточку меньше, тропёжка оказалась тяжёлой. Наверно через час группа взгромоздилась на перевал. Высота 3345. С востока дул сильный ветер. Совсем близко над головой пролетали клочья тумана. На восточной стороне вроде бы не очень крутой, но очень жёсткий наветренный склон. Здесь тоже метров 250-300. Спускались очень медленно, предельно аккуратно. Все в кошках, а Виталик ещё и в связке со Славой на коротком поводке.

Зап. склон перевала N14

Восточный цирк перевалов N15 и N14

Долина, куда мы спустились, поражала своим необычным рельефом. Её огромные впадины мы обходили по склонам. Из котловины в котловину мы колдыбачились перехода два. Будучи первым, я чуть не провалился в глубокую (~4м) трещину - в фирновую трещину! Чтобы не заблудиться в тумане мы держались правого борта. Наконец мы взошли на перегиб, за которым лентою ниспадал до травы длинный снежник. Здесь снова надели кошки, только Виталик шёл без кошек в связке со мной и демонстрируя свою полную уверенность в снежной технике. Последние 100 метров мы прошли по каньону. Когда он распахнулся, мы очутились в красивой долине. Справа из бокового сая стекал чистый ручей, внизу шумел лес - слева пихты, а в основном сосна. И снова запоздалый обед, и снова дождик, а потом уже ужин и сон.

03.05. Место, где мы заночевали, изобиловало разнообразными и разноцветными камнями, зелёными, красными… Ещё было много цветов. Налево к перевалу в южном отроге горы Турасан (3297) поднималась тропа. Нам туда. Посреди перевального склона угадывалась полка. Ещё вечером на неё спустилось стадо овец. И утром по краю полки ходили турки, но к нам не спустились. Утро выдалось снова пасмурным, но с просветами. Мы собирали лагерь под абсолютно непонятную туркам песенку.

"Голландская синица

Морозов не боится

И может на лету

Палатку собирать."

Ночёвка перед перевалом N14

20 минут подъёма, и мы оказались в гостях у радушной турецкой семьи - дед, бабка и молодой сын лет 25-ти. Полукош - полудача, здесь и огород, и котлован с навозом для удобрения, и загон для скота. Крепкий терпкий чай из турецких стаканов-колбочек (бардаков), только вот махреса нет. Наш махрес закончился ещё вчера. Распрощавшись с хозяевами, мы устремились вверх на перевал. Где-то далеко-далеко за этим перевалом и ещё за тремя перевалами километрах в 40-ка мы с Дмитрием ясно ощущали спасительный ларёк.

Выскочив на перевал (2100, н.к.) мы увидели перед собой верховья уходящей вправо долины и следующий перевал (1980, н.к.), украшенный серпантином тропы. Там нас подстерегал дождь. Очумевший от неожиданных заморских гостей турок бросил свой чай и устремился за нами на седловину. За перевалом стояла ферма с его роднёй. Промокшие, мы бросили грязные рюкзаки под тент, а сами укрылись в доме, рассевшись вокруг жаркой печки. Здесь мы испробовали удивительно вкусных при нас испечённых лепешек иного, не кавказского и не киргизского задела. И ещё попробовали сыр, свежий пресный горный сыр. Нашим ответным даром стала нераспечатанная банка растворимого кофе.

Пик Калды (3652)

И снова в путь. Турецкий мужичок в последний раз взобрался с нами на пригорок и обрисовал нашу дальнейшую перспективу. Из этой зарисовки я понял, что надо идти, придерживаясь скал Аладаглара, и ни в коем случае не сворачивать по дороге направо. Так мы и сделали. Перевалили ещё через один отрог (2050, н.к.) и узрели мощную траверсную тропу, которая сливалась с подходящей справа дорогой прямо на следующем перевале. Справа внизу по зелёным склонам шарила стая тлей (так мы называли стада овец), точечные пастухи нам что-то кричали, а мы со Славой орали в ответ: - "Намангааан !!!". И скалы Аладаглара вторили нам: - "Гааан, гаан, ган…". Наманганом называется город в Ферганской долине. Однако наш восторженный вопль имел корни в добром старом анекдоте.

Однажды в африканскую республику Умбабве приехал посланник нашей страны. "Мы построим вам заводы и фабрики", - говорил он народу. Народ кричал: - "Наманган!". "Мы построим вам больницы и школы", говорил он народу, и народ кричал: - "Наманган!". "Мы построим вам железные дороги…", а народ всё кричал: - "Наманган!". А вечером посланник пошёл в баню. Увидев его северное тело, один из молодых банщиков весьма удивился: - "Смотрите, такой высокий, белый и толстый, а наманган у него маленький...".

Лучший снимок Виталика

С седловины последнего 4-го перевала (1940, н.к.) мы ничего не увидели. По его северному склону поднимался туман. Лишь спустившись по дороге метров на 100, мы узрели огромную простирающуюся на север долину. Где-то в середине, в её самой низкой части направо и на восток в ущелье уходила река. А дальше за огородами и за лесистым отрогом лепились друг к другу домики кишлака Базарма. Мы долго любовались этой картиной. Потом часа два или три спускались по дороге по её правому борту до огородов и встали на ночлег у фонтанирующей трубы с родниковой водой. Обеда у нас в этот день не было. Зато был плотный ужин с истреблением всех оставшихся продуктов и спирта. Изрядно наистреблявшись, я ничком лёг в палатку и заснул под трудную беседу у костра о наличии сатанического начала в душе каждого человека, с которым необходимо систематически вести борьбу. Последнее, что я запомнил - я пощипал себя за липидр, с которым тоже надо вести систематическую борьбу. Утром Слава рассказал, что когда мои сожители по палатке укладывались спать, я обоснулся и проворчал: - "Вы все мудаки, а я - Капузбаси!". Капузбаси - это наше новое культовое слово. Так называется село в самом конце нашего маршрута, так называются удивительные водопады. Но всё это будет потом, завтра.

Неожиданно наш путь преградила 7-метровая цепочка мохнатых гусениц!

04.05. Утро почти ясное, с надеждой на жаркий день. Мы завернули в ущелье на восток и пошли по широкой наезженной грунтовой дороге. Неожиданно наш путь преградила 7-метровая цепочка мохнатых гусениц! Гусеницы шли без просветов - голова предыдущей впритык к попке впереди ползущей. Как говорится, полный линейный порядок! Колонна переходила дорогу, поднимаясь из маленького леска у реки к большому лесу справа от дороги. Дима решил поэкспериментировать и нарушить порядок в колонне. Он палкой выбил из цепи и даже развернул одно из её звеньев. Передовая часть колонны каким то чудом прочувствовала это и остановилась. Остановился даже максимальный элемент. Остановилась и задняя часть колонны, что было, впрочем, не так удивительно. Движение не прекращалось только в окрестности точки разрыва - дизориентированного Дмитрием червяка. Минуты через три, гусеницы изрядно поёрзав, нашли попами морды, а мордами - попы, сцепились в единую цепь и двинулись дальше. Подивившись эдакому коллективному поведению личинок, мы тоже двинулись дальше. В это утро мы миновали с десяток таких колонн. Ещё больше было следов от былых миграций по пыльной дороге. Эти мохнатые червяки жрали сосны. Их белые коконы то и дело мелькали среди веток деревьев. Заметны были и обглоданные ими сосны.

Мы идём к водопадам

Наша очень грин-пис-прилежная группа за весь поход не оставила на привалах ни одного фантика. И всё же грин-пис-сознательность наших рядов не выдержала испытания гусеницами. Двое участников объявила гусениц очень вредными и попыталась даже растоптать одну триллионную часть их популяции. Напрасно я внушал, что грин-пис-сознательность включает в себя и компоненту антиантропоцентрического отношения к миру и его обитателям, которая проявляется, в частности, в невмешательстве в природные процессы и в отказе от признания вредными кого-либо из живых существ. И всё же трезето-ля-спортивный беспредел прекратился под вой Виталика - любителя червяков, букашек и прочих какашек. Тогда "передельщики Мира" организовали идеологическую акцию, направленную на воспитании в ребёнке ненависти к губителям фабрики кислорода для всех живых существ на планете Земля, иначе говоря, к губителям леса. Акция удалась, и через 10 минут Виталик вместе со взрослыми дядями азартно бросался в коконы камнями. Пушкин тоже любил бросаться камнями… Воистину зрелище гибели одного человека страшнее запуска ядерной ракеты на миллионный город.

Оттопав по дороге 8 км, мы, наконец, вошли в кишлак Капузбаси. На центральной площади совсем по кавказски тусовались представители мужской половины в интервале от 9 до 90 лет. Ещё бегали малые дети. Они кричали "Халло!" и что-то просили типа витаминов (как когда-то при мне в рачинской Глоле) или денег (как в 12-ти стульях). Тут же стояла маршрутка-такси. Мы загрузились в неё, предварительно сторговав 20 долларов и опустив цену переезда до г.Козан со 140 до 120 долларов. Знали бы мы, какая нам предстояла дорога, наверно бы не торговались.

Водопады Капузбаси

Сразу за селом мы увидели сорок седьмое чудо света - водопады Капузбаси. Мы остановили машину и выскочили с оптикой на обходящую их тропу. Да, такого зрелища никто из нас не ожидал. Из высоко расположенных в скале дыр низвергались в реку мощные струи. Высота водопадов достигала 20м. Суммарный водосток с них был ничуть не меньше, чем в основной реке. Всего я приметил 5 водопадов. Первый - широкий и тихий. Из длинной горизонтальной щели вырывалась тысяча соединённых в единый поток струй. Они разбивались на скальных выступах и моховых кочках и снова объединялись в один поток. Остальные водопады низвергались компактно из круглых дыр. Самым мощным и шумным оказался третий водопад. Из круглой дыры фонтанировала целая река. Поток к низу расширялся и у подножия достигал в ширину 8м. Миллионы мельчайших брызг создавали радугу. Около этого водяного столба было холодно и сыро. Чуть ниже по течению реки с горы срывались ещё два таких же водопада, но послабее. Трудно представить столь грандиозную пещеру, которая собирает так много воды в таком безводном районе! Так вот куда уходит водичка из Мура...

Финальный снимок

Вдоволь налюбовавшись водопадами Капузбаси, мы снова двинулись в путь. Водитель понял, что главная наша цель - добраться до Аданы и предложил нам иной более короткий вариант - поехать в город Аладаг. Мы не сразу сообразили, что заплатили по двугривенному за самое захватывающее ралли, которое только можно представить. В Союзе аналогов нет. Ни кавказские, ни пимирские дороги не могут сравниться с турецкой горной автотрассой. Представьте себе узкую ленту грунтовки на 45-градусном склоне в 800 метрах над дном ущелья, склоны которого к тому же обрываются в каньон! И всё это на протяжении сотни километров! Дорога эта лишь на полметра шире колеи, а во множестве мест эти размеры совпадают. В такие моменты помошник водителя свешивался из окна и что-то комментировал, разглядывая колёса. А мы инстинктивно наклонялись к склону, в надежде, что это нас как-то спасёт. Несколько раз мы выходили, сбрасывали с дороги камни или толкали машину. Дорога планомерно обходила все овраги, все загогулины разветвлённого ущелья. Боюсь, что когда мы проехали первую сотню километров, по карте мы сдвинулись едва ли на 20. Нас поразила заброшенность и безлюдность тех мест. По дороге мы не встретили ни одного кишлака. Только бесконечные красные 45-градусные склоны и сосны на них…

В 2 часа дня мы прибыли в Аладаг и сразу пересели на рейсовый автобус до Аданы (4 доллара с человека). Потом гуляли по городу и в 21.00 стартовали на ночном автобусе дальнего следования в Анталью. Походу конец!

Восточная стена вершины Демирказык (3806)

Самым отвратительным в нашем путешествии была работа, говорят солидного, турагенства ETC-Travel. Оно, в лице своих сотрудников Оли, Саши и исполнительного директора Дмитрия Валерьевича (пишу отчество вовсе не из уважения, а для полноты информации), не смогло нормально выполнить ни одного из своих обязательств. Сначала Ольга обещала запрошенный нами отель Сиеста-гарден. Потом отказала и прописала в договоре Виллу Диану. Накануне отлёта в субботу в 10 вечера мы, наконец, получили билеты и документы на отель. Им оказалась кемерская Рама, а чтобы нас успокоить Саша любезно продемонстрировал картинки другой Рамы (в местечке Бильдиби). Не будем грузить читателей, по каким показателям уступает кемерская Рама. По всем и очень существенно! Кроме того, в пакете документов не было обратных билетов. Вместо них удалось содрать с фирмы гарантийное обязательство доставить их нам в Турцию. На фоне этого совсем незаметным оказался факт отсутствия Славы во всех предоставленных документах! В результате Славе пришлось покупать билет в аэропорте за полчаса до отлёта (150$). И это притом, что договор был полностью и всеми оплачен за две недели до отлёта! Данные о Славе к турецкой принимающей стороне так и не поступили. Селили его в отеле из жалости, страховки, разумеется, у него не было. В гарантийном письме Зажигину-старшему обещали обратный билет на день раньше, чтобы он успел на 40 дней со дня смерти матери. За день до этого в течение 5-ти часов мы по мобильнику раскачивали то Ольгу, то Сашу (истратили 50$), чтобы они выполнили своё обещание. В результате, Зажигин сумел-таки вовремя вылететь в Москву, купив обратный билет на свои кровные 180$. Данные о Кате Зеленцовой, которая отдельно прилетела вместе с нами отдохнуть на море, фирма в Турцию заблаговременно не передала. Катю никто не встретил, оплаченного трансфера никто не предоставил. На звонки наших родных, отправила ли фирма обратные билеты и деньги Львова вместе с Катей в Турцию, Саша нагло солгал - всё отправлено! На этом фоне просто удивительным стало чудесное явление наших обратных билетов (всех и, в том числе Львова, но кроме билета Зажигина) за 5 минут до начала регистрации на обратный рейс.

Каменный пик для туроператоров

Мы клеймим ETC-Travel, обвиняя во лжи и постыдном непрофессианализме её сотрудников! Мы клеймим позором все фирмы с нею сотрудничающие, как неразборчивые в связях и потому опасные грибковыми и венерическими заболеваниями! В этот список попадает и принимающая турецкая фирма Altair (кстати, лгут и её сотрудники тоже) и её московское представительство Gotur. Действия ETC-Travel подорвали наше доверие ко всем московским турфирмам, за исключением единственной и любимой Astravel, где в дирекции успешно работает председатель горной МКК России - Алексей Ярошевский. В будущем мы будем отдельно покупать только билеты на чартер и посылать всех туроператоров на пик, см. последнее фото, со всеми их гнилыми услугами, устраиваясь в отели самостоятельно. Всё это так просто!

Самым профессиональным из всего, что мы увидели в путешествии, была работа таксиста на трассе Капузбаси - Аладаг. За три часа он не сделал ни одной ошибки, благодаря чему вы смогли прочитать этот текст!

Ссылки.

1. А. Лебедев. С ностальгией по майской Турции.