На главную страницу

ОТЧЕТ

о горном путешествии первой категории сложности в районе хребта Бей (Анталия, Турция), совершенном с 16.04 по 30.04.2000г.

(Лебедев А.А.)

МАРШРУТ: г. Анталия – пос. Эльмалы – оз. Авлан – пер. Чам (1820, н.к.) – впадина Чам – траверс северных склонов г. Кызларсивриси до впадины 2140 – пер. Обзорный (2500, 1А) – пер. Кынлыджатепе (2320, 1А со спуском во впадину 1950) – пер. Зап. Зиярет (2420,н.к.) – долина Позан – рад. выход через пер. Южн. Позан (2180, н.к.) во впадину на восточном склоне хребта Бей – впадина Позан – с. Имеджик – г. Коркутели – г. Анталия

СОДЕРЖАНИЕ

2.9

Гостиницы и отели

2.10

Строение гор к юго-западу от Антальи

2.11

КРАТКИЙ ДНЕВНИК ПОХОДА И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

1.1. Паспорт маршрута

Район путешествия

хребет Бей (Анталия, Турция).

Вид туризма

1 (отсидка)

Длина маршрута

60 * 1,2 = 72 км.

Несмотря на отсутствие у пройденного маршрута необходимой протяжённости, группа просит зачесть его как маршрут 1-й к.с. ввиду наличия осложняющих факторов:

1. Проведение похода в режиме “первопрохождения”;

2. Ежедневный дождь с 14 часов до вечера с 19.04 по 24.04 (6 дней из 8);

3. Наличие дополнительной “обузы” в виде 2-х детей в возрасте неполных 2-х и 5-ти лет.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОРНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ В ТУРЦИИ

Метелкина Елена Сергеевна

Метелкина Анастасия Федоровна

Зажигин Александр Анатольевич

Этот поход проводился с целью разведки новых районов для проведения весенних горных походов. Как известно, практически все высокогорные системы СНГ, за исключением Западного Тянь-Шаня, до конца мая неблагоприятны для проведения горных походов. Иначе говоря, на все горные системы распространяется, так называемый режим “межсезонья”. Полноценные горные походы 1-й – 3-й к.с. на майские праздники неоднократно проводились в районе Чарвакского водохранилища (Чаткальский, Коксуйский, Пскемский и Угамские хребты Западного Тянь-Шаня). Кроме того, полноценные походы 1-й к.с. удавалось проводить в районе г. Фишт (Западный Кавказ). К 2000г. в районе Западного Тянь-Шаня сложилась неблагоприятная обстановка - граница между Узбекистаном и Киргизстаном оцеплена узбекскими войсками. Кроме того, поездки в Ташкент весьма дороги (180-200$ самолёт в одну сторону, 90$ место в купе поезда и 60$ место в плацкартном вагоне). Дополнительно осложняет такие поездки свинское поведение местной милиции. Всё это вместе лишает возможности вывозить в Ташкент новичков на майские праздники.

Район г. Фишт славится в начале мая особенно неустойчивой погодой. Кроме того, район мал: чуть в сторону на восток и группы попадают в труднопроходимые леса и на заваленные снегом крутые перевалы Краснополянского района, чуть в сторону на запад и группы лишаются высокогорья.

Таким образом, проблема поиска новых районов для проведения весенних горных походов весьма актуальна. Поиск таких районов в Турции обоснован сухим и жарким климатом Турции, ранним приходом весны и дешевизной подъездов на чарторных авиарейсах.

2.2. Виза и разрешения

Сев. стена Кызларсивриси (3086)

Для поездки в Турцию необходимо иметь загранпаспорт. Визы свободно продаются аэропорту Антальи за 10$. Вопрос о необходимости дополнительного разрешения правоохранительных и природоохранных органов Турции на проведение походов остаётся открытым. По утверждению турецкой турфирмы, которая оказывала нам организационную поддержку, такие разрешения вне заповедников и национальных парков не нужны. Однако мы вынуждены с сомнением относиться к исходящей от неё информации. На это у нас имеются две причины. Во-первых, большинство фирм абсолютно неопытны в сопровождении такого рода мероприятий, а во-вторых, мы неоднократно отмечали халатность нашей фирмы при решении всех вопросов, напрямую не затрагивающих её материальное благополучие.

Единственное, что нам удалось из неё вытянуть, это то, что вдоль побережья к югу от Анталии узкой полосой протянулся национальный парк Олимп. Еще в Москве представители фирмы утверждали об уже готовом разрешении на прохождение маршрута. По приезду в Анталию оказалось, что такого разрешения нет. После похода нам сообщили, что разрешение всё же пришло, но только через два дня после того, как мы вышли на маршрут.

2.3. Валюта

Государственной валютой в Турции являются турецкие лиры. Банковский курс лиры во время нашего пребывания в Турции стремительно падал и составлял чуть более 600 тысяч лир за доллар. Банки в провинциальном турецком городке Коркутели были закрыты, меняльных контор мы вообще не приметили ни в Коркутели ни в курортном посёлке Бильдиби. Однако в любом отеле, магазине или на рынке все охотно принимали платежи в долларах или меняли их по курсу 600 тысяч лир за один доллар. Делали турки это совершенно открыто, по-видимому, турецкое законодательство в этом вопросе абсолютно либерально. Конечно, величина курса лиры для российских туристов не имеет никакого значения, и приводится лишь для перевода местных цен в долларовое исчисление, тем более, что Турция готовится к деноминации - стартовое значение лиры скоро станет равно двум долларам.

2.4. Полиция

За время пребывания на турецкой территории к нам ни разу не подошёл ни один полицейский. Ни в Коркутели, где мы прожили два дня, ни в Бильдиби, где мы отдыхали три дня, ни в Анталье не было никаких проверок паспортов или содержимого наших рюкзаков.

2.5. Транспорт

Походный друг

Горная система Тавр, протянувшаяся вдоль южного побережья Турции, достижима из Антальи, куда организованы регулярные и чарторные авиарейсы из Москвы. Стоимость билета туда и обратно на регулярных рейсах Аэрофлота около 240$. Стоимость аналогичного билета на чарторных авиарейсах в середине апреля колеблется от 140 до 160$ и несколько возрастает к майским праздникам. На горящих чарторных авиарейсах стоимость билета в оба конца может упасть до 100 и менее долларов.

От аэропорта до Антальи общественный транспорт не ходит. Аренда машины обойдётся в 20-30$. На этом этапе можно воспользоваться также услугами турфирмы, которая обеспечила группу билетами на чарторный авиарейс.

Наиболее распространены в Турции микроавтобусы типа московских маршрутных такси. Аренда таких машин стоит около доллара за километр. При этом требуется оплатить проезд машины в оба конца. Из Антальи вдоль побережья ходят большие регулярные автобусы. Проезд до курорта Бильдиби (15 км.) на таких машинах стоит 850 тысяч лир. Дальние перевозки на 500–700 км обойдутся каждому в 20–30$. В Коркутели (60 км.) можно доехать на маршрутке за 650 тысяч лир. Столько же стоит проезд от Коркутели до Эльмалы. Таким образом, ближние перевозки вне курортной зоны на общественном транспорте типа маршрутного такси обойдутся каждому в доллар за каждые 50-60 км пути.

2.6. Горцы

Горцы были всегда с нами очень доброжелательны. Только в начале маршрута мы ощутили некоторую обеспокоенность лесника относительно нашей ночёвки в лесной зоне. Нам предложили ночевать в домиках для пикников. Мы, естественно, согласились. Вечером мы были у лесника в гостях. Горцы очень любят играть в “шарады” - беседу на языке жестов и 20-ти английских слов. Мы очень пожалели, что заранее не выучили два десятка стандартных фраз по-турецки. Рекомендуем брать в поход, хотя бы разговорник. Вам очень повезёт, если в вашей группе имеется татарин, говорящий на родном языке. У него с горцами найдется 500, а то и 1000 общих слов. В конце похода мы познакомились с особенно образованным пастухом - Рамазаном. Он пригласил нас ночевать рядом со своей летовкой. Вечерняя беседа с ним оказалась весьма содержательной. Удалось поговорить даже о международной обстановке. Мы зафиксировали наличие проблемы в России с чеченцами, а в Турции с курдами, и “полное отсутствие проблем между Турцией и Россией”. Утром он посодействовал нам в поисках транспорта до Коркутели. Туристам горцы не удивляются, и это свидетельствует о том, что мы были далеко не первыми. В частности, Рамазан рассказал нам, как в прошлом году проводил до перевала двух израильтян – велосипедистов.

2.7. Жители городов

После похода

Если туристам не удивляются горцы, то, что же говорить о городских жителях. Мы провели в Коркутели два дня и были там единственными иностранцами. Только один раз мы обнаружили на площади перед мечетью большую группу немцев, которых привезли на полчаса на четырёх автобусах. Мы свободно гуляли по городу, заходили в магазины, торговались на рынке, наши дети совместно с турчатами играли на детской площадке. Общение проходило на английском. Думать о грамматике при этом совершенно не обязательно. Вспомогательные глаголы только обескураживали. Эффективнее строить фразу по-русски и пользоваться только простыми английскими словами. В курортной зоне ещё проще, там каждый второй понимает русскую речь и каждый десятый свободно говорит по-русски. В Коркутели живёт много бывших горцев, например, из кишлака Имиджик. Известие, что русские туристы посетили их родные места, горцев очень радовало. Некоторые дарили подарки в виде больших скидок в ценах на товары и услуги.

2.8. Чистота

В районе Авлана (в начале маршрута) лес очень ухожен. Сора нет, на деревьях скворечники. Выше леса на пастбищах попадается грязь. Однако, в целом, турки очень аккуратно относятся к своей природе. Для наших туристов рекомендуем подчёркнуто аккуратное обращение с природой. Никаких костров, только примусы и газовые горелки! Места стоянок тщательно убирать и т. д. Также аккуратно следует себя вести на улицах и в гостиницах. Походы россиян это новинка. Поэтому необходимо сразу формировать положительное лицо российского спортивного туризма.

2.9. Гостиницы и отели

Двухместный номер в дешевой городской гостинице в центре Коркутели стоит 4 миллиона лир (т.е. по 2 миллиона за каждую кровать). В номерах были санузлы с душем и горячей водой. Эта гостиница очень удобна как буфер перед выходом в курортную зону. В ней мы расстались с походной грязью. Однажды портье “засёк” горящий примус на кафельном полу в прихожей одного из наших номеров. К нашему удивлению, никакого скандала – он только попросил перенести процесс приготовления ужина на балкон. Из этого вовсе не следует, что подобные нарушения противопожарной безопасности допустимы, наверное, нам просто очень повезло.

На море в Бильдиби

В курортной зоне в конце апреля место в двухместном номере 3-звёздочного отеля стоит от 12 до 14$ в сутки. При длительности проживания более 10 дней эта цена может упасть до 9-10$. Это в полтора раза ниже предлагаемых турфирмами цен. До 28 апреля отели были практически пусты. Первый большой заезд в наш отель состоялся вечером 28 апреля. К первому мая с местами могут быть трудности. Затем цены возрастают, а затем снова падают (ко второй половине мая). В приведенную нами стоимость отелей входит обильное двухразовое (утреннее и вечернее) питание - шведский стол с изобилием салатов и прочих овощных блюд. Блюда так разнообразно и искусно приготовлены, что до горячего мясного постоялец добирается почти всегда сытым. Шведский стол после похода – штука потрясающая!

Двухдневное проживание в гостинице или в отеле в конце похода вещь необходимая. Во-первых, опоздание на чарторный рейс влечёт полную потерю денег. Во-вторых, чарторные рейсы следуют по неустойчивому расписанию. Два рейса могут слить в один и запустить на пол дня, а то и на день раньше прописанного в билете срока. Чтобы предупредить опоздание на самолёт необходимо запланировать буферное или страховочное проживание в гостинице, а по окончании похода следует своевременно связаться с авиакомпанией или с турфирмой, которая оказывает вам организационную поддержку.

Температура воды в море в конце апреля достигала на пляже 19-ти градусов. Поэтому короткое проживание в отеле – это сплошное удовольствие.

2.10. Строение гор к юго-западу от Антальи.

От Финике к Анталье вдоль средиземноморского побережья с юго-запада на северо-восток простираются два хребта: высокий внутренний хребет Бей (3086) и более низкий приморский хребет (2375). Оба хребта разделены долиной реки Алакыр, текущей с севера на юг. В истоках Алакыра хребты соединяются перемычкой. Севернее перемычки простирается бассейн реки Караман, впадающей в Средиземное море на окраине Антальи. Приморский хребет за исключением своих самых высших точек лесист и очень скалист. В нижнем поясе до уровня моря спускаются сосновые леса, а в верхнем поясе преобладает Арча. Зона приморского хребта относится к национальному парку Олимп. Долина реки Алакыр глубоко врезана и заросла густыми хвойными и смешанными лесами.

Вершина Зиярет с северо-востока

Хребет Бей окаймлён лесами с юго-запада, юга, востока, где он круто обрывается в долину реки Алакыр, и с севера, где он деградирует к трассе Анталья – Коркутели. Для западных склонов хребта характерно арчёвое редколесье, ниже - заросли барбариса. Хребет Бей имеет весьма сложную систему отрогов, между которыми часто встречаются безводные и бессточные котловины. Высокогорная безлесная область хребта Бей широка и достигает 8–10 км. Здесь царство ксерофитов – низкорослых колючих растений, произрастающих сообществами подушкообразной формы. Очень много характерных для Памира “ежей”, которые, кажется, называются акантолимонами. Настоящие альпийские луга здесь встречаются редко. По-видимому, травы не могут выдержать засушливого жаркого лета. Мы встретили их лишь однажды в долине Позан.

Характерной и важной особенностью хребта Бей является отсутствие ручьёв и рек. На дне бессточных котловин, где по кавказским законам должны находиться озера, мы обнаруживали лишь лужайки с низкорослой травой. В кулуарах под снежниками и в лесных распадках мы видели вместо ручьев с прозрачной водой лишь сухие русла. По дну долины Позан спускается широченное 20-метровое русло пересохшей реки. В изумительных сосновых лесах с 20-сантиметровой травой вы не найдёте ни капли воды! Всё это сильно сказывается на планировании дневных переходов. К обеду или ужину приходится подниматься на высоту более 2000м, чтобы отыскать снежник. В половине бессточных котловин с высотою дна от 1500 до 2000м имеются колодцы. К сожалению, мы не имели точной информации о предстоящих колодцах, поэтому каждый тащил в своём рюкзаке полную полуторалитровую флягу с водой.

Другой характерной особенностью хребта Бей является изобилие грунтовых дорог. Широко известные русскоязычные топографические карты достоверно отражают их лишь на одну треть. Вторую треть составляют нанесённые на карту разрушенные или несуществующие дороги. Еще одну треть составляют новые и не нанесённые на карту дороги. К концу похода мы вывели правило: если по бессточной котловине проходит грунтовая дорога, то в котловине, почти наверняка имеется колодец. Другое дело, если этот колодец наполнен непригодной для питья водой.

С проблемой безводья мы справились весьма удачно. На первый ужин и завтрак мы привезли с собою воду ещё из Москвы. В дальнейшем мы успешно использовали колодцы, фляги и попадающиеся на пути снежники. Первый короткий ручей и первый родник мы встретили только к концу похода в долине Позан.

2.11. Снежная обстановка на хребте Бей

В конце апреля самые низкие снежники наблюдались на высоте 1900м. Выше 2300м северные склоны хребтов заснежены на 50%. Выше 2600м на северных склонах сплошной снег. Всё это относится не к свежевыпавшему снегу, а к фирну. На южных склонах 50-процентная граница находится на высоте около 3000м. В смысле снежной обстановки хребет Бей благоприятен для проведения походов с конца марта по начало мая. Позже мы предвидим большие трудности с водой.

2.12. Погода в районе хребта Бей

Средиземное море

Считается, что в апреле, в отличие от мая, погода еще не устойчива, и, всё же, все утверждали, что нам особенно не повезло. На побережье с 19.04 по 24.04 шли сплошные дожди, и это преподнесли нам как редкий для апреля случай. Юг югом, а от обширного атлантического циклона на границе Европы не спрятаться. На хребте Бей мы наблюдали следующую погоду.

16.04. Ясный вечер. Всё небо в звёздах.

17.04. Ясный день. Редкие кучевые облака, в лесу тепло, на полянах гуляет прохладный ветерок.

18.04. Ясное утро, перистые облака. Днём сильный ветер. Вечером короткие моросящие дожди. Ночью гроза с порывистым ветром, градом и ливневым дождём. На одной из палаток ветром сорвало тент.

19.04. Пасмурно, туман, в течение всего дня периодический дождь.

20.04-22.04. Утром хмуро. К 10-ти часам проясняется. До 2-х часов дня переменная облачность, часто пригревает солнце. В два или три часа начинается дождь. После пяти постепенно проясняется. Вечером солнечно. В первую половину ночи - звёздное небо.

23.04. В отличие от предыдущих дней уже с 11-ти часов начались периодические дожди с градом. С часу до четырёх дня сначала солнечно, а затем туман. Затем погода совсем испортилась, пошел дождь, который не прекращался до 7 вечера.

24.04. С утра и до обеда солнечно. Затем пасмурно. Первый дождь прошёл в 15 часов. Второй дождь в 17 часов. Вечер солнечный, ясный.

25.04. Утром абсолютно ясное небо. К обеду погода испортилась, и до пяти вечера прошло несколько коротких дождей.

26.04. Ясное утро, днём переменная облачность.

В целом погода не препятствовала походу, но, ежедневно сокращая дневные переходы, заметно тормозила движение. Лишь 19.04 группа не вышла на маршрут, предпочитая отсидку в лагере. 23.04 рано начавшийся дождь, а затем туман сорвал выполнение дневного плана. В виду угрозы не успеть дойти до Сакликента, группа решила сойти с маршрута по долине Позан в кишлак Имеджик. На принятии этого решения сказалось наличие в группе маленьких детей. Сокращать подобным образом маршрут для студенческой группы оснований не было.

Участники группы все как один считают, что прохождение маршрута на хребте Бей даже в условиях такого циклона было более мягким мероприятием, чем пересечение в мае прошлого года Главного кавказского хребта в районе горы Фишт.

2.13. Туристско-спортивные возможности хребта Бей

Для походов 1-й к.с. – богатые.

Для походов 2-й к.с. – ограниченные, но определённо существующие.

Для походов 3-й к.с. – маловероятные.