Годы 1952-57

Я был зачислен на 1-й курс фак. N4 МАИ после средней школы. Там, в школе, я участвовал в лыжных походах (даже, по-моему, с ночёвками на каких-то турбазах или в школах), однако на 1-м курсе о секции туризма знал немного (правда, у нас, "козерогов", бывал Б. Курочкин, но большого впечатления на нас тогда он не оказал).

После 1-го курса, летом 52 г., по путёвкам, добытым не в секции, а родителями, я побывал сразу на двух маршрутах: в июне 1952 - на т/базе "Лисицкий Бор" (походы по Верх. Волге и притокам на лодках, строгий экзамен на значок "Турист СССР"); в июле-августе 52 г. - на пешеходном маршруте N22 "Крымский горный". Вот так я и заразился на всю жизнь.

Небольшое отступление: Есть выдержки из публикации в "Пропеллере" N17 за 1949 г. за подписью Л. Воляк. во время обучения на 1-м курсе (1951-52 г.г.) он вёл у нас лабораторные занятия по физике. А с его племянником я многие годы дружен, поэтому обратился к нему и узнал, что Лев Воляк был энтузиастом туризма с молодых лет и до своей трагической гибели в 1984 г., когда он в возрасте 71 года был сбит электропоездом во время подмосковного похода.

Ф.1. «Красные камни» на Б. Сыне

В 40-х годах он, скорее всего, был как-то связан с подготовкой инструкторов в МОС ТЭУ; я попытаюсь связаться с его дочерью, у которой хранится архив Л. Воляка; возможно, найдётся что-нибудь связанное с туризмом в МАИ тех лет.

Продолжаю. Будучи значкистом, я пришёл в секцию туризма института. На нашем факультете её представлял, помимо Б. Курочкина, Олег Белкин. С ним я сделал много походов (он ходил в походы вплоть до последнего времени). Однако наиболее активны в те годы были ребята с 1-го факультета

• В. Мизрохи (кажется, он был тогда председатель бюро тур-секции МАИ)

• Владимир Рыбин (член бюро тур-секции)

• Лев Попов

• В. Щенников

Мой первый поход в тур-секцией МАИ был с группой, состоявшей, в основном, из "радистов" - лыжный по Подмосковью, многодневный, I к.с., с В. Щенниковым во главе - январь 1953 г.

Летом того же года тур-секция организовала один из первых походов II к.с. (по тем временам "двойка" была походом серьёзным) - пешеходный по Юж. Уралу, рук. В. Щенников. Состав - опять, в основном, с моего курса, т.е. "радисты". В том, 1953 г., я был избран председателем бюро тур-секции МАИ. На этом посту работал 3 года. В 1956-57 г.г. входил в состав правления спортклуба МАИ в качестве ответственного за туризм. А председателем бюро мы избрали Э. Никонова.

Эти годы, (53-57) остались в памяти как время весёлой и дружной работы в секции. Весенние и осенние слёты, частые вечера туристов, растущее число групп, идущих в сложные походы. Более всего туризм был развит на 4-м, 5-м и 1-м факультетах (тогда это были "радисты", "прибористы" и "самолётчики"). В публикации N31 за 1958 г. названы многие фамилии тогдашних активистов тур-секции. Добавлю о некоторых других.

Среди моих товарищей по факультету и курсу выделялась Женя Бритинова (позже вышла замуж за Юрия Штовбу, тоже туриста - с 1-го фак.) Оба они стали моими близкими друзьями, много раз я был с ними в походах, в том числе - в учебных.

Ф.2. Ю.Штовба, В. Травин, Г. Земцов, М. Шафирян, Г. Бочкарев, И. Родионов, Д. Карпов, Л. Левитин, Г. Тарасенков. Приполярный Урал, [5].

Женя Штовба стала первой в стране женщиной, выполнившей норму мастера спорта по плотам. Погибла в 1974 г. на Каа-Хеме, в походе.

Юрий Штовба участвовал в работе Московской школы инструкторов-руководителей сложных водных походов, в том числе в качестве тренера. Вместе с В. Григорьевым написал книгу "Сложные водные походы на байдарках".

Моим сокурсником был Дима Межнев - тихий, скромный парень. А в те годы он только начинал ходить в несложные походы. Уже после ухода из МАИ, в 1963 г., он погиб в походе на Памире.

В 1954 г. мы использовали возможности МОС ДСО "Наука" и послали большое количество туристов на лыжные маршруты I к.с. на Валдай. Наиболее опытные туристы МАИ уже возглавили "науковские" сборные группы (и я в их числе).

Ф.3. В. Сулоев, руководитель лыжной тройки по Кольскому полуострову [4].

Ф.4. Справа Л. Левитин, руководитель лыжной тройки по Приполярному Уралу [5].

Весенние каникулы 54 г. секция использовала для проведения многодневных походов по Подмосковью (с выходом на слёт МОС ДСО "Наука"). В этом походе, кстати, среди новичков у меня появился крепкий парнишка - лыжник со 2-го фак. - Валя Сулоев, родом из Зауралья. Мы с ним позже ходили неоднократно.

Заодно уж поправлю публикацию N36 за 1972 г. (В. Борзенков). Итак, Сулоев - не Слава, А Валентин. Погиб он не в автокатастрофе, а по другой причине - сердце не выдержало. Произошло это на Памирском плато, на склонах пика Коммунизма.

В те годы мы (бюро секции туризма) своей школы не имели, поэтому посылали наиболее перспективных людей в школу инструкторов МОС ДСО "Наука". Сильнейшие в 1954 г. пошли в пешеходный поход высшей тогда,

III к. сл. - первопрохождение по Забайкалью (нашим руководителем был тогда В. Ильин) [1].

А для приобретения альпинистских навыков несколько человек получили путёвки в 1955 г. в альплагерь "Алибек" — Е. Бритинова, Л. Левитин, Э. Никонов, В. Сулоев, Ю. Штовба. Для В. Сулоева это стало началом его альпинистской карьеры (сыграла роль и его дружба с В. Божуковым, тоже "мотористом" из МАИ).

В те годы своей МКК, выпускавшей в сложные походы, в МАИ не было. Почти не было и снаряжения - кроме брезентовых "полудаток", рюкзаков, тяжеленных спальников и лыж с жуткими креплениями на носке ботинок. Соответственно, процветали наиболее дешевые и массовые походы - пешие и лыжные. Думаю, что общее число маёвских туристов, выходивших в многодневные походы, в то время составляло не более 100-150 чел., из них человек 20-30 выполняли разрядные требования. Зимой 1956 г. двое — Л. Левитин и В. Сулоев - стали участниками очень сильного по тем временам лыжного первопрохождения на крайнем северо-западе Кольского п-ва [3]. Сборной группой руководил Борис Жутовский, будущий известный художник, работы которого, наряду с работами Эрнста Неизвестного, неистово громил Н.Хрущёв на выставке в Манеже (и они же, после смерти Хрущёва, по просьбе его семьи создали памятник на его могиле).

В том же, 1956 г., наибольшим достижением нашей тур-секции был пешеходный поход высшей к.с. по Горному Алтаю (рук. - Л. Левитин).

После окончания МАИ в 1957 г. я много раз руководил лыжными походами, главным образом, на Приполярном и Полярном Урале [5]. Дальнейшая туристская жизнь была связана с людьми, которых я высоко ценю: Евгений Аполлинариевич Косарев, руководивший в 1958 г. всесоюзным сбором водников (лодки, байдарки, плоты), а позже - Моск. школой инструкторов-руководителей сложных водных походов; Иван Васильевич Васильев, лучший из советских инструкторов; Юрий Борисович Пржиемский, классик туристского плотостроения и плотовождения классических плотов; Даниил Абрамович Луговьер, мой лучший друг и самый блестящий туристский фотомастер (безвременно ушедший из жизни 2,5 года назад).

Ф.4. Вот так туристы МАИ работали с населением Забайкалья [1].

За свою туристскую жизнь я сделал ~ 30 сложных походов (13 - лыжных, 12 - водных на байдарках, плотах и т.д.) Стал мастером спорта в 1959 г., старшим инструктором-методистом в 1978 г. Исходил и исплавал весь Урал, Кольский, Алтай, Саяны и Забайкалье. Руководил восемью Всесоюзными семинарами и учебными походами [7]. Возглавлял центральную комиссию по тур. обществ. кадрам Всесоюзной Федерации туризма. В 1992 г. избран вице-президентом Международного туристско-спортивного Союза (объединяет туристов всех республик бывшего Союза плюс Болгарии). В своих группах и семинарах не имел ни одного ЧП. Так что туризм МАИ не посрамил:

Жму руку - Л. Левитин, ноябрь 1999 г.

Отчеты о походах:

1. В. Ильин. Отчет о горно-пешеходном походе 3 к.с. по Забайкалью, 1954

2. В. Сулоев. Отчет о пешеходном походе 2 к.с. по Северному Уралу, 1955

3. Б. Жутовский. Отчет о лыжном походе 3 к.с. по Северо-Западной части Кольского полуострова, 1956

4. В. Сулоев. Отчет о лыжном походе 3 к.с. по Кольскому полуострову, 1957

5. Л. Левитин. Отчет о лыжном походе 3 к.с. по Приполярному Уралу, 1958

6. В. Сулоев. Отчет о горно-пешеходном походе 3 к.с. по Фанским горам, 1958

7. Л. Левитин. Отчет о походе 5 к.с. школы инструкторов по Катуни, 1966.