На главную страницу сайта

.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о лыжном путешествии 5-й усложненной категории сложности,

совершенном в январе-феврале 1993 года

на Джунгарском Алатау (Казахстан)

Маршрутная книжка N 1/2-502

Руководитель: Романенков А.И.

.

г. Текели - рудник СЦК - ретранслятор Текели - хребет Шертыбай (1А*) - в. Актобе (1А, 2732) - пер. Аршалы - пер. Жанбас - пер. Двойной (1А) - пер. Промежуточный - пер. Коктобе - в. 2638 - пер. Табан - в. 2600 - в. 2615 - хребет Сандык - пер. Шалапай (1Б) - пер. Шимбулак - р. Тереаккан- р. Тентексай - пер. Судьба Арасана - в. 2420 - р. Арасан - пер. Аир-Кезен (1Б*, 2751) - р. Караарык - пер. Тюе-Мойнак- р. Казан - пер. Карагаиль или Естественных телодвижений (2Б,3750) - в. 3900 (1Б) - лед. Алтынмуз Центральный - р. Жаксысай - оз. Алтынколь - р. Малый Усек - пер. Боковой - в. Обзорная (1659) - р. Усек - р. Нижняя Талды - пос. Гидростроителей - пос. Лесновка - г. Панфилов

.

Группой пройден интересный 24-дневный спортивный лыжный маршрут, включивший в себя около двух десятков перевалов и вершин, ранее не посещавшихся туристами в зимний период. Малохоженные горы Джунгарского Алатау с трудом допускают к себе, отпускать - так и вовсе не хотят. Зимой это совершенно безлюдный великолепный край. Снег здесь особого качества: сухой или мокрый, он одинаково глубок и с трудом поддается троплению. Теплая вода многочисленных источников отлично способствует релаксации. Погода в Джунгарии может неделями усыплять снегами и туманами, чтобы затем нечаянно одарить пылающим солнцем на божественно безоблачном небе. Здесь перестают удивлять встречи с лавинами. Джунгарский Алатау терпеливо ждет энтузиастов. Скорее всего, вернувшись оттуда, Вы тоже откроете что-то новое...

 .

СОДЕРЖАНИЕ

.

1. Справочные сведения

2. Климат района

3. Общий анализ маршрута

4. График движения. Метеонаблюдения

5. Техническое описание маршрута

5.1. Участок 1: г. Текели - хребет Шертыбай - горы Коктобе - хребет Сандык - урочище Шимбулак - р. Тентексай

5.2. Участок 2: урочище Арасан - р. Караарык - р. Казан

5.3. Участок 3: Южный Центральный хребет - р. Жаксысай

5.4. Участок 4: р. М. Усек - р. Усек - р. Н. Талды - пос. Лесновка - г. Панфилов

6. Выводы и рекомендации

7. Литература

8. Приложения

8.1. Контрольные записки

8.2. Транспортное обеспечение

8.3. Групповое снаряжение

8.4. Личное снаряжение

8.5. Продуктовая раскладка

8.6. Ремонтный набор

8.7. Список фотографий фотоотчета

1. Справочные сведения

1). Вид туризма - лыжный

2). Категория сложности - пятая, усложненная

3). Район - Джунгарский Алатау (Казахстан, Сев.-Вост. Тянь-Шань)

4). Время проведения - 24 дня, с 28 января по 22 февраля

5). Пройденное расстояние - 218 км

6). Дополнительная характеристика - все перевалы и вершины, указанные в нитке маршрута, пройдены в режиме зимнего первопрохождения

7). Нитка маршрута: г. Текели - рудник СЦК - ретранслятор Текели - хребет Шертыбай (1А*) - в. Актобе (1А, 2732) - пер. Аршалы - пер. Жанбас - пер. Двойной (1А) - пер. Промежуточный - пер. Коктобе - в. 2638 - пер. Табан - в. 2600 - в. 2615 - хребет Сандык - пер. Шалапай (1Б) - пер. Шимбулак - р. Тереаккан- р. Тентексай - пер. Судьба Арасана - в. 2420 - р. Арасан - пер. Аир-Кезен (1Б*, 2751) - р. Караарык - пер. Тюе-Мойнак- р. Казан - пер. Карагаиль или Естественных телодвижений (2Б,3750) - в. 3900 (1Б) - лед. Алтынмуз Центральный - р. Жаксысай - оз. Алтынколь - р. Малый Усек - пер. Боковой - в. Обзорная (1659) - р. Усек - р. Нижняя Талды - пос. Гидростроителей - пос. Лесновка - г. Панфилов

8). Снаряжение - СТАНДАРТНОЕ, в том числе шатер (конструкция О. Насонова), готовочная печка (конструкция К. Кузаняна), экспериментальный рюкзак (конструкция В. Башкирова ), примуса, индивидуальные и общественные спальники. Списки снаряжения см. в приложениях N 8.3 и 8.4.

9). Продуктовая раскладка - общественная 585 г/чел*день плюс личная 100-250 г/чел*день.

10). Медаптечка - индивидуальная у каждого участника

11). Картографический материал - стандартные топокарты масштаба 1 : 100 000, листы L-44-111, L-44-112, L-44-124

13). Состав группы:

1. Романенков Алексей Игоревич, 1960, МП "Кокон", 6Р, 6У, 6Р, 6У, Руководитель

2. Братков Юрий Николоаевич, 1962, Аспирант, 5У, 5Р, 5У, Примусист, г.Калининград

3. Войлов Владимир Витальевич, 1965, ВНИИМЕТМАШ, 2Р, 6У, 6У, Завхоз

4. Громовой Владимир Николаевич, 1960, Альпиндустрия, 5У, 5У, Реммастер

5. Матвеев Алексей Юрьевич, 1962, МП "Герра", 5У, Фото, метеоролог.

6. Обиденый Георгий Валентинович, 1959, МП "Бизнес", 6У, 3Р, 5У, Снаряженец

7. Протасов Сергей Александрович, 1965, Фермер, 5У, 6У, Штурман

8. Романенкова Ольга Александровна, 1960, МП "МОСИНПРЕСС", 5Р, 6У, 4Р, 6У, Психолог 

.

2. Климат района

Говорят, климат района континентальный, но при этом, как оказалось, часты циклоны (см. пункт 4 "График движения. Метеонаблюдения"). Средняя температура воздуха на высотах около 3000м в январе -13 градусов. Минимальная отмеченная температура января -36 градусов. Зимой осадки составляют 30-500 мм за декаду. Наибольшее количество осадков в виде снега на северо-западных склонах; соответственно количеству осадков распределяется и лавинная опасность. Преобладают ветры северо-восточного направления. Световой день в январе-феврале с 7.30 до 18.30. Лучшее время для лыжных походов: вторая половина января - середина февраля.

3. Общий анализ маршрута

Заявленный план настоящего похода включал в себя заход в район Джунгарского Алатау из г.Текели по долинам рек Чижа, Ойсаз, Тентексай (3 дня), организацию заброски в долине реки Арасан (2 дня), кольцо по ледникам хребта Каратау (Аюсайский - N179, Безсонова - N275, Тронова - N267 и Каска-булак - N254) c возвращением в долину реки Арасан по реке Тентексай (7 дней). Часть перевалов, заявленных в кольце, зимой не проходилась (Аюсайский Средний - 1Б, Связка - 1Б, Гляциологов - 2А). Далее маршрут включал прохождение через Южный Центральный хребет (ЮЦХ) по одному из ранее хоженых лыжниками путей общей категорией сложности 2А: связкой перевалов Таврида-Мукбель-Украина (4 дня), сквозное первопрохождение цирками южных отрогов ЮЦХ к леднику Гляциологов (N 291) и переход в долину реки Юйтас (4 дня). Выход из района планировался по долинам рек Коксай, Малый Усек, далее перевалом Панфилова (1А, первопрохождение зимой) к реке Коктал и в поселок Аралтобе.

Было предусмотрено шесть запасных вариантов, в том числе, сокращение кольца по ледникам хребта Каратау (N1), сокращение траверса-первопрохождения южных отрогов ЮЦХ обходом по долинам рек Жаксысай-Алтынсай-Малый Усек-Коксай до ледника Гляциологов (N4), прохождение ЮЦХ через связку известных перевалов Карабулак (1А) - Скорпион (1Б) (N2), выход из долины реки Малый Усек по долине реки Борахудзир в поселок Кейтын (N3), обход перевала Панфилова через простой перевал Сатылы и перевал на реки Сууксай-Коксу (N5), а также уход из долины реки Юйтас в долину реки Средний Усек (впервые зимой) и далее в поселок Бурхан или Тышкан (N 3А).

В целом план похода был проработан подробно и открывал перед спортивной группой большие возможности маневра с учетом состояния группы и метеоусловий.

Часть перевалов хребта Каратау (Текелийский, Безсонова, Тронова, Озерный - все 1А-1Б), а также связка перевалов Таврида- Мукбель-Украина через Южный Центральный хребет ранее проходились зимой туристскими группами и, по описаниям, не могли представлять для нас особой сложности, разве что при ориентировании. Состав участников и имеющееся у группы в наличии специальное снаряжение позволяли нам в случае необходимости проходить ледово-скальные перевалы до 3А к.с. включительно.

После консультаций в городе Текели с местными жителями, туристскими авторитетами (см. пункт 8.7 "Адреса для связи") выяснилось, что зимний сезон 1993 года отличается от предыдущих обильными снегопадами и неустойчивой погодой. Это подтвердили и визуальные наблюдения за состоянием снежных склонов (толщина снежного покрова, отсутствие наста, глубинная изморозь и др.), и наши собственные метеонаблюдения (см. Главу 4), а также наш, к счастью "удачный", опыт "катания" на лавинах.

Было принято решение заходить в район верхами хребтов, ограничивающих долины рек Чижа, Ойсаз с юга, что обеспечивало группе максимальную лавинобезопасность и возможность маневрирования в выборе пути к месту предполагаемой организации заброски ( долина реки Арасан ). Несмотря на обеспечение транспортом первых 17 километров по долине реки Текелинка до рудника СЦК, этот заход потребовал от группы значительно большего времени по сравнению с заходом по долинам рек при меньшей глубине снежного покрова. Однако вместе с тем этот путь был по-своему интересен, во-первых, практически постоянной возможностью кругового обзора, во-вторых, новизной такого пути для зимы, а возможно, и для лета.

Итогом движения по хребтам к долине реки Арасан явилось прохождение десятка седловин и вершинок с абсолютной высотой от 2500 до 3000 м и затратой на это 12 ходовых дней (см. Главы 4 и 5). Согласно запасному варианту N 1 кольцо по ледникам и перевалам хребта Каратау пришлось отменить. Однако с учетом того, что вдоль долин рек глубина тропления постоянно была на уровне 50-70 см, проход в урочище Арасан по лавинобезопасным склонам хребтов Шертыбай, Коктобе, Сандык уже был отличным достижением для сезона зимы 1993 года.

В урочище Арасан перед группой снова встал вопрос о дальнейшем выборе пути. Связка перевалов Таврида-Мукбель теперь представлялась нам опасной состоянием склонов, впрочем, так же как и выход из урочища Арасан в долину реки Коксу по каньону реки Арасан. Сначала группа избрала запасной вариант N 2, через связку перевалов Карабулак-Скорпион и переход из долины реки Арасан в долину реки Караарык и далее в долину реки Казан через новый для зимних походов перевал Аир-Кезен ( летом 1А ) и Тюе-Мойнак ( н/к ). Оба этих перевала оказались, к сожалению, лавиноопасны.

Во время прохождения перевала Аир-Кезен мы имели возможность просмотреть северные отроги Южного центрального хребта на большом протяжении. Наше внимание привлекла долина возможного перевала между скальными вершинами 3840 и 3923, сответственно, с запада и с востока (см. Главу 5). Крутой ледовый предперевальный взлет на высокую седловину, образованную переметным ледником Алтынмуз Центральный, казалось, гарантировал от снежных сюрпризов. У нас имелись отрывочные сведения о летнем прохождении этой или одной из соседних седловин группой из Вильнюса под руководством Ивана Ермолаева, названной им перевалом Карагаиль (2А). Мы решили из долины реки Казан провести разведку перспективного цирка и, в случае удачи, совершить именно здесь сквозное прохождение Южного Центрального хребта. Преимущество этого пути над запасным вариантом Карабулак-Скорпион очевидно: значительно сокращается расстояние и время и возрастает техническая сложность, что после первой, горно-низкокатегорийной части маршрута также подкупало.

В долине реки Малый Усек у группы также имелась возможность выбора наиболее быстрого, безопасного и интересного выхода из района. Мы остановились на варианте, предложенном в 1992 году группой Володи Сафонова. После просмотра пути решили сделать более эффектную концовку с выходом через новый для туристов простой перевал на отдельно стоящую в междуречье рек Малый Усек и Усек вершину 1659, с которой открывается потрясающий вид Южного Центрального хребта и его южных предгорий.

В заключение остается добавить, что в Главе 5 "Техническое описание" будут представлены сведения не только о пройденных перевалах, но и о некоторых соседних седловинах (с указанием источников информации).

.

4. График движения. Метеонаблюдения

График движения, Метеонаблюдения

 

5. Техническое описание маршрута

.

5.1. Участок 1: г.Текели - хр. Шертыбай - горы Коктобе -хр. Сандык - ур. Шимбулак - р.Тентексай

 .

После посещения столовой при руднике свинцово-цинкового комбината (СЦК) идем от конечной остановки автобуса N 1 по дороге левого (т.е. правого по ходу) берега реки Текелинка вверх по долине. Через 1.5 км по мосту переходим через реку. В верховьях долины виден серпантин дороги, выводящий на хребет Шертыбай в районе вершины 2624.9 (см. схему N 1 и фото 5). Мы же от моста поднимаемся по серпантину дороги правого берега немного в сторону низовий Текелинки (фото 6), а затем по долинке правого притока (фото 7). Через 2 км пути с крутым набором высоты (фото 8), а затем с таким же крутым сбросом (фото 9), выходим к действующей буровой на берегу чистого ручейка (фото 10). Отсюда, после обеда на дровах, в кошках начинаем подъем на отрог правого борта ручейка (см. схему N 1).

Подняться на верхнее плато хребта Шертыбай удается только на следующий день к обеду, сделав ночевку на одной из площадок плеча бокового отрога (фото 11). Подъем от буровой до верхнего плато хребта - 2 км, 3 часа хода без лыж (кошки!). Далее по верхней дороге хребта Шертыбай (фото 12-15) идем к ретранслятору (2 км, 1 час хода без лыж), где можно передохнуть у одного из многих телевизоров и испить чайку с рабочей сменой (вахтовый метод, 10 дней).

У ретранслятора встаем на лыжи и идем по верхам (фото 16), стараясь не терять высоты (фото 17). Кое-где прослеживается летняя дорога. Проходим несколько локальных вершинок. Ночевка вблизи вершины 2624.9 (от ретранслятора около 3 км, 1.5 часа хода, фото 18). Далее двигаемся по хребту, постепенно огибая вправо по ходу истоки реки Текелинка (4 км, 2 часа хода, фото 19), и выходим к началу подъема на вершину Актобе (2732.3). К северу от вершины, в неглубокой долине - летний сарай. Ориентирование при плохой видимости затруднительно. Подъем на вершину Актобе (1А) начинаем от скальной гряды, траверсируя с набором высоты западные склоны вершины по ходу слева направо. Через 1 км (40 минут подъема) выходим к верхнему скальному поясу, а от него - к триангуле (фото 20).

Отличная круговая панорама (фото 21-23). Спуск по восточному склону на лыжах в направлении скального обрыва в западной части платообразного хребта (1.5 км, 1 час спуска, фото 24). Постоянное тропление глубиной до 30 см. Во время спуска обходим слева истоки ручья, притока реки Коксу. Через 3 км (1.5 часа хода) попадаем в верхнюю снежную долину левого истока ручья Аршалы, притока реки Шимбулак. Урочище с тем же названием выводит на широкую снежную седловину низкого перевала, соединяющего долины рек Коксу (к югу или справа по ходу) и Шимбулак (к северу или слева по ходу). Перевал Аршалы (н/к, 2400) хорошо просматривается как от триангулы вершины Актобе (фото 23), так и почти с любого места во время спуска с вершины (фото 24). В сторону реки Шимбулак в 0.5 км от седловины появляются первые хвойные деревья.

По одной из узких долин от седловины перевала Аршалы (фото 25) поднимаемся на восток, в верхнюю часть поперечного отрога. Во время подъема обходим (влево по ходу) крутые участки; переходим при этом в соседнюю боковую долинку. Выходим на отрог с севера над крутыми, местами залесенными склонами левых притоков реки Шимбулак (2 км, 1 час хода от седловины перевала Аршалы). С южной стороны отрог обрывается скальными стенами вершины 2420.4.

Спускаемся с гребня на восток в районе скопления громадных камней (1 км, 40 минут хода, фото 26,27). Внизу широкое плато перевала Жанбас. С юга оно ограничено двумя острыми скальными вершинками. На севере начинается каньон очередного левого притока реки Шимбулак. Идем по плато на север, входим в каньон и снова уходим на восток, сначала по широкому гребню, а затем по короткой боковой долинке, выводящей на первую седловину перевала Двойной (1А) в гребне вершины 2451.0. На подъеме перед седловиной небольшой карниз, обход слева по ходу. Подъем с отрога преимущественно правым по ходу склоном.

С первой седловины без потери высоты (50 м) переходим на вторую, в восточном отроге гребня. Отсюда хорошо просматривается спуск к широкой седловине перевала Промежуточный перед вершиной 2334.7. С перевала Двойной чудесный вид на большой участок хорошо разработанной долины реки Коксу (фото 29), а также в сторону вершины 2638.4 хребта Коктобе (фото 28).

Спуск с перевала Двойной в направлении лесного массива (т.е. на северо-восток), сначала по пологому снежному склону (фото 30), затем, после пересечения двух снежных кулуаров из верхних цирков с обширными карнизами (лавиноопасно!), - вдоль линии крупных кустов прямо к границе леса перед бесснежной седловиной перевала Промежуточный (фото 31). Этот некатегорийный перевал - один из простых путей между долинами рек Коксу и Шимбулак (Чижа). Спуск с перевала Двойной на лыжах занимает 1 час (0.5 км, фото 32).

С седловины перевала Промежуточный поднимаемся по склону вершины 2334.7 (фото 33) и обходим ее справа, не выходя на самую вершину; низом идти лавиноопасно (фото 37). По-прежнему тропление до 40 см. Далее идем по длинному, в основном широкому гребню, круто обрывающемуся в долину реки Коксу (фото 34). Направление - снежные склоны вершины 2638.4 слева по ходу (фото 35). На скалах можно найти дрова для печки. Через 3 км или 1.5 часа хода от седловины перевала Промежуточный слева по ходу пастуший сарай (фото 38); на склонах вершины 2638.4 их много со всех сторон. Идем по гребню к выходам скал, обходя глубокие врезы долинок многочисленных ручьев то слева, то справа по ходу (фото 36). Над долиной последнего левого по ходу ручья безопасное место для ночевки. Отсюда траверсируем снежные склоны вершины 2638.4 слева направо в направлении перевала Коктобе.

Со стороны реки Коксу к седловине идет глубоко врезанная долина ручья, которую обходим влево по ходу, постоянно набирая высоту. При плохой видимости возможны сложности с ориентированием! Отдельные участки подъема лавиноопасны!

Седловина перевала Коктобе, расположенная в южном боковом хребте, широкая и снежная. С востока она ограничена островком черных скал, площадка под которым безопасна для ночевки, с запада - снежными склонами вершины 2638.4. Тур в западной части, выше седловины. Интересно восхождение на вершину 2638.4, отличную обзорную точку (фото 43-45).

С перевала Коктобе по некрутому широкому гребню спускаемся на простой перевал Табан, соединяющий долину правого притока реки Коксу с левым истоком реки Шимбулак (фото 46,часть 1). На склонах в сторону реки Коксу имеется несколько сараев-укрытий для пастухов.

С седловины перевала Табан поднимаемся на вершину 2600 и, спустившись оттуда на безымянную седловину, переходим на вершину 2615 (3 км, 2 часа хода от седловины перевала Коктобе). Здесь есть тур. Спуск на север через еще одну седловину, обрывающуюся на запад бараньими лбами, приводит на скальный хребет Сандык, протянувшийся с запада на восток, вдоль левого борта центрального истока реки Шимбулак (фото 46, часть 2). При большом желании с хребта в долину реки Шимбулак можно спуститься почти в любом месте - 250-300 м 30-40-градусного снежного склона, в нижней части залесенного.

Лавиноопасно! Идем по хребту на восток 2 км, 1 час, пробираясь между выходами скал и снежными сбросами. Внимание, карнизы! Спускаемся на лыжах к широкой седловине перевала Шалапай (1Б*). В сторону реки Коксу путь от седловины простой и безопасный. Спуск в урочище Шимбулак - 200-метровый снежный склон крутизной до 35 градусов.

Спускаемся на лыжах прямо вниз. Склон лавиноопасен, необходима максимальная осторожность! С нижней части склона уходим траверсом вправо по ходу над границей леса к короткому боковому отрогу. Здесь безопасные ночевки.

С отрога еще 200 м спуска по неприятному снежному склону выводят прямо к руслу истока реки Шимбулак. По широкой и пологой долине поднимаемся к седловине перевала Шимбулак (н/к, 2306,7); этот путь в 2 км занимает 1.5 часа тропления от 50 до 70 см (фото 47).

Перевал Шимбулак соединяет одноименное урочище в верховьях реки с долиной правого притока реки Тентексай, рекой Тереаккан (фото 48). В северной части седловины перевала остатки забора. Спускаемся по долине реки Тереаккан 7 км или 3 часа (фото 49,50). Глубина тропления от 50 до 70 см. В устье реки Тереаккан труднопроходимый каньон; перед ним - граница леса (фото 51,52). Удобное место ночевки ( фото 53).

Каньон обходим, поднявшись на 300 м вверх по левому склону к летней дороге. Лавиноопасно! (фото 51). Идем по дороге (сверху - обширные склоны под снежными карнизами гребня отрога) в направлении верховий реки Тентексай. Через 2 км дорога постепенно спускается к мосту через реку Тентексай в 0.5 км выше устья левого притока реки, ручья из урочища Субе, находящегося перед перевалом Арасан.

От каньона в устье реки Тереаккан 4 км, 3 часа хода. В верховьях реки Тентексай расположены известные перевалы к ледникам хребта Койтас.

5.2. Участок 2: урочище Арасан - река Караарык - река Казан

 .

В верховьях ручья в пологой долине урочища Субе расположены два простых перевала в долину реки Арасан: 1). перевал Арасан (между вершинами 2580 и 2420); 2). перевал, пройденный нашей группой и названный нами Судьба Арасана (между вершинами 2420 и 2647.6). Хотя последний перевал на 80 м выше, путь через него короче (фото 54). С его седловины (фото 55) легко подняться на вершину 2420, откуда отличный обзор (фото 56-58).

Спуск с перевала Судьба Арасана на лыжах; отличное катание в обход островка леса слева по ходу, по лавиноопасным склонам (фото 59,60). Перед лесом несколько сараев пастухов. За лесом спуск по едва видимой летней дороге, идущей правым бортом глубокой лавиноопасной долинки правого притока реки Арасан (фото 61,62).

Около устья ручья - мост через реку Арасан (фото 63). В долине реки много небольших теплых источников (фото 65). В местах их выхода - черные промоины в сугробах. Имеются удобные ночевки в районе резкого поворота долины с юга на восток. Здесь хвойный лес левого (т.е. правого по ходу) берега реки подступает вплотную к руслу, есть сушины (фото 64,66).

Переправившись через грозный поток по снежному мосту у места стоянки напротив урочища Арасан (фото 66), поднимаемся правым (т.е. левым по ходу) берегом реки 3 км до моста (фото 68). Здесь на левом берегу реки стоит рубленая изба. От избы поднимаемся вдоль русла до границы леса и еще 2 км. Здесь, в районе устья правого притока реки Арасан, ручья из долины с перевалом Аюсайский Средний (1Б), снова переходим реку Арасан на правый берег по снежному мосту. Над рекой есть удобные и безопасные площадки для ночевки.

К истокам реки Арасан идем по платообразным склонам пологих холмов урочища Мынжилки. Через 4 км снова выходим к реке и, перейдя ее по ледовому полю, идем левым (т.е. правым по ходу) берегом ко входу в длинное ущелье перевала Аир-Кезен (3 км, 1 час). По пути летний сарай.

В начале долины на подъеме к перевалу Аир-Кезен небольшая вершина с абсолютной отметкой 2383.0. Сама долина со стороны реки Арасан состоит как бы из двух частей с гребнем посередине. Идти безопаснее по западной части или прямо по гребню. Северо-восточная часть долины - глубокий лавиноопасный каньон (фото 69,70).

Траверсируем левые (т.е. правые по ходу) склоны долины с намерением выйти под перевальный взлет над каньоном северо-восточной части. Лавиноопасно. Подъем по перевальному взлету узким серпантином (300 м, 30 минут, крутизна около 25 градусов, фото 71) выводит на широкую снежную седловину перевала Аир-Кезен (1Б*, 2751.4), соединяющего верховья реки Арасан с долиной реки Караарык (фото 72). Тур в центре седловины (фото 73). Здесь же квартальный столб 61/62/59.

Спуск с перевала лавиноопасен (фото 74,75). Сначала, спускаясь прямо вниз по склону вершины 2988.5, приходится преодолеть два высоких карниза, находящихся один над другим и перекрывающих все подходы к седловине со стороны реки Караарык (фото 76). Затем следует очень неприятный траверс восточного склона вершины 2988.5 почти без потери высоты. Цель траверса - выход на боковой отрог и далее к лесу во второй долинке справа от перевала (фото 77,78).

При прохождениии последнего участка траверса произошло массированное обрушение склона за замыкавшим участником на фронте шириной 200 м и высотой 150 м. Краем лавины замыкавшего движение группы перевернуло, вырвало палки, лыжу, пронесло 7 м и закопало по пояс. Откопался замыкающий самостоятельно.

Спуск с перевала проводился парами с дистанцией 25-30 м между лыжниками и 150-200 м между парами. Напарник замыкающего сумел выскочить из зоны лавины и в дальнейшем оказал помощь в поиске снаряжения. Все остальные участники группы находились в безопасной зоне на 300-400 м ниже и хорошо видели и слышали происходящее.

Последующий просмотр перевального взлета седловины Аир-Кезен с противоположного берега реки Караарык подтвердил, что у группы не было более безопасного варианта спуска (см. схему N 2, фото 94). Спуск прямо вниз был просто опасен, так как лавины сошли с обоих склонов прямо в каньон. Крутизна склонов ниже карнизов до 50 градусов, длина конуса выноса более 300 м.

Путь через вершину 2988.5 мог быть более предпочтительным. Но в зону обрушения попала и обширная верхняя часть гребня этой вершины.

Мы пришли к выводу, что перевал Аир-Кезен можно рекомендовать для сквозного прохождения в зимний период только в самых крайних случаях. Тем более, что и ниже, в зоне леса, в каньоне небольшой лавиной был сбит еще один участник, спускавшийся в середине группы (см. схему N 3, фото 79-83).

Поскольку часть склона осталась висеть в угрожающем состоянии (многочисленные трещины в снежных пластах), пришлось провести специальные мероприятия по эвакуации оставшихся выше зоны отрыва участников (фото 84) через верх, в обход опасного участка. Это потребовало около 3 часов самоотверженной работы участников группы.

На относительно безопасном участке склона в глубоком снегу была пробита траншея на гребень отрога (фото 85). К сожалению, из-за большой крутизны (до 20 градусов) сам гребень тоже не был устойчив и вполне безопасен, так что проходилось рисковать. Протропив по гребню над зоной обвала около 200 м, удалось выйти к линии отрыва и, с верхней страховкой, принять наверх оставшихся участников и их рюкзаки (фото 86,87). При этом передвижение участников было организовано по перилам в кошках (фото 88-90).

Ниже каньона спуск к руслу реки Караарык спокойный, по снежным полям крутизной до 15 градусов - 1 км. На последних 50 м спуска к руслу реки следует снова повысить внимание. Склон крут и может быть лавиноопасен (фото 91).

Кроме лавиноопасного перевала Аир-Кезен есть другие пути выхода из долины реки Арасан. Во-первых, через устьевой каньон реки Арасан. Во-вторых, через урочище Кембели в средней части долины. В-третьих, через перевал в верховьях центрального истока реки Арасан, ведущий в нижнюю часть долины реки Коржун, крупного правого притока реки Караарык. К сожалению, зимой эти пути пока не хожены.

Перейдя реку Караарык (фото 92) по снежно-ледовому мосту (фото 93), идем вверх по течению реки левым (т.е. правым по ходу) берегом, вдоль неухоженной линии ЛЭП, идущей прямо на седловину перевала Тюе-Мойнак (фото 95). Через 2 км после переправы выходим к уютной баньке в урочище Даурумбек (фото 96). Строение удобно для ночевки с примусами. Сухостоя рядом нет, только столбы ЛЭП да забор с остатками колючей проволоки. Печь баньки топится с улицы и не предназначена для приготовления пищи.

От баньки идем вдоль столбов прямо к седловине перевала Тюе-Мойнак (н/к, 2100), соединяющего нижнюю часть долин двух истоков реки Коксу - рек Караарык и Казан. Подъем и особенно спуск с перевала лавиноопасны, но в техническом плане сложности не представляют. Подъем от баньки до широкой перевальной седловины занимает 2.5 часа (3 км, фото 97). Тропление на взлете такое же, как и внизу. На седловине столбы - остатки забора. Тура нет. Спуск крутой и короткий. Сначала 100 м траверса снежного склона вправо по ходу с незначительной потерей высоты, затем 150 м крутого спуска по ненадежному склону в каньон ручья перед его выходом на широкую устьевую ступень. В 600 м выше по течению реки Казан - мост.

Переходим по мосту на левый (т.е. правый по ходу) берег и идем вверх по долине на значительном расстоянии от русла реки, текущей здесь в неглубоком каньоне. Пересекаем несколько небольших левых притоков и, через 3 км от моста, выходим к глубокой залесенной долине очередного левого притока реки Казан, ниже локальной вершины 2425.0. Проходим боковую долину по дороге среди деревьев. Начало этой дороги удается отыскать под карнизом в 150 м от русла реки Казан. Через 0.5 км - еще один левый приток. На его правом берегу, ниже границы леса сносная летняя пастушья хижина. У этой долины есть и дополнительный ориентир - отдельно стоящая вершинка правого борта, отделенная от отрога широкой седловиной.

.

5.3. Участок 3: Южный Центральный хребет - река Жаксысай

.

Предварительная шестичасовая разведка от летней пастушьей хижины к гребню Южного Центрального хребта показала возможность его прохождения через перевал в верховьях этого левого притока реки Казан.

К избранному нами в результате предварительной разведки перевалу поднимаемся по своей лыжне между руслом ручья и правым (т.е. левым по ходу) бортом долины (фото 98). Перед границей леса первая развилка. Идем основной долиной вправо по ходу. Через 30 минут верхняя граница елового леса, еще через 30 минут основная граница кустарника (3.5 км от первой развилки; без лыжни было бы 1.5 часа хода, фото 99). Здесь вторая развилка. Снова идем направо, в сторону видного издалека острого скального гребня, ограничивающего верхнюю часть перевальной долины справа по ходу. Ниже скального гребня ориентир - отдельно стоящая куполообразная вершина 2881.0. Через 1 км выше второй развилки долина ручья приводит к широкому платообразному участку (фото 101). Идем по нему 1 км и еще 1 км снова по каньону (крутизна местами до 20 градусов). Выше долина снова расширяется (фото 102). Отсюда к перевальному взлету лучше идти по засыпанным снегом крупноглыбовым осыпям справа по ходу, вдоль скального отрога.

Через 1.5 км (1 час подъема) выходим к подножию перевального взлета (фото 103). Отсюда он смотрится как 400-метровая ледово-снежная стена, образованная переметным ледником Алтынмуз Центральный. Крутизна нижней снежной части (300 м) до 30 градусов, верхней, ледово-снежной (100 м), до 50 градусов. На подъем с севера по перевальному взлету нами затрачено 5 часов чистого ходового времени, или 1.5 дня общего времени.

Технология прохождения. В нижней части - подъем по ступеням в кошках под выходы льда в левой по ходу части взлета (фото 104-106). На льду - 3 перильных веревки траверса с набором высоты слева-направо (фото 107-108), до места ночевки на ледовой площадке крутизной 15 градусов (фактически, в засыпанной трещине между сераками, фото 109). Выше места ночевки (фото 111) еще 3 веревки.

Первая - вертикально вверх через 15 м льда (фото 112). Вторая - траверсом справа-налево, вдоль нижнего края глубокой ледовой трещины шириной 6 м на перегибе ледника - границе льда и снега (фото 115). Третья - через зону трещин выше ледовых разрывов (см. схему N 4). Всего задействовано 6 перильных веревок по 30-40 метров. Наконец, движение (связки, 4 человека) к седловине под осыпным склоном вершины 3900, 300 метров (фото 116).

Учитывая возможное летнее прохождение этого перевала группой из Вильнюса под руководством Ермолаева Ивана, перевал получил двойное название: КАРАГАИЛЬ - ЕСТЕСТВЕННЫХ ТЕЛОДВИЖЕНИЙ (2Б, 3750). Данное нашей группой второе название отражает наши собственные соображения о северной, определяющей стороне данного перевала. Тура не обнаружено. Ночевка на седловине.

Прохождение перевала можно было бы считать удачным, если бы один из участников не провалился в ледовую трещину на 15 м (фото 113,114). Только по счастливой случайности он отделался синяками и небольшим носовым кровотечением. После ночевки на перевальном взлете, вслед за подъемом упавших с ледового обрыва лыжи и лыжной палки (фото 110), он в состоянии эйфории не выполнил указаний руководителя и попытался подняться на седловину без страховки, в то время как группа работала над организацией перил.

С упавшим сначала была установлена голосовая связь, а затем налажена верхняя страховка и подтягивание второй веревкой через блок. Характер повреждений и техническая оснащенность упавшего позволили ему фактически самостоятельно выбраться по веревкам из трещины. В результате у трещины было потеряно "лишь" два часа ходового времени и чуть-чуть нервов.

От места ночевки на седловине перевала мы совершили восхождение на обзорную вершину 3900 (1Б) (фото 119-121), откуда просматриваются седловины окрестных перевалов через южные отроги Южного Центрального хребта (фото 118).

Спуск в долину реки Жаксысай (на туристских картах - Алтынсай) по центру ледника Алтынмуз Центральный, в обход открытых трещин, в связках по 4 человека и на лыжах. До языка ледника 3.5 км или 1.5 часа хода (фото 122-124). Язык ледника обходим справа. В дальнейшем двигаемся вдоль русла реки по правому берегу, стараясь не задерживаться в узких, лавиноопасных местах (фото 125-128). До устья правого притока реки Жаксысай, ручья из цирка ледника Алтынмуз Западный, 2 км или 1 час хода (фото 129). Еще 1.5 часа хода до выхода из цирков перевалов Украина (2А) и Мукбель (1Б) (фото 131).

Седловина перевала Украина видна из долины реки Жаксысай. Глубина тропления в этом месте долины 70 см. Через 1 км (40 минут хода) открывается чудесный вид на озеро Алтынкель и окружающие его вершины (фото 133,134). Спуск к озеру и проход по нему занимает еще 2 часа (фото 135,136). В районе озера граница леса. Сушин особенно много в нескольких сотнях метрах ниже озера. Настоятельно рекомендуем здесь ночевку или обеденный привал (фото 137,138).

Ниже по долине преодолеваем двухкилометровый труднопроходимый каменный поток (3 часа хода, фото 139). Для этого сначала идем под снежными склонами левого борта долины, проходя небольшие островки елового леса. После перегиба долины становится видна долина правого притока реки Жаксысай. Отрог перед его устьем безлесный снежный, к нему и следует осторожно пробиваться через каменный поток слева направо и далее идти уже вдоль правого склона. При спуске к снежному отрогу - несколько нешироких лавиноопасных участков на правом склоне в районе границы леса.

Выйдя на гребень отрога в его нижней части, следует спуститься к руслу правого притока, пересечь его и, не спускаясь к реке Жаксысай, подняться на 50-60 м по правому склону боковой долины до границы леса. Здесь начало летней дороги, которая выведет к месту впадения реки Жаксысай в реку Малый Усек в обход устьевого каньона реки Жаксысай.

Летняя дорога спускается далее по левому берегу реки Малый Усек. Выше моста через реку Жаксысай находится небольшой балок, пригодный для ночевки. Вблизи есть сушины.

.

5.4. Участок 4: р. Малый Усек - р. Усек - р. Нижняя Талды - пос. Лесновка - город Панфилов

.

Вниз по долине реки Малый Усек идем по летней дороге левого берега. Тропление до 70 см. Через 2 часа хода (6 км) доходим до моста в устье большого левого притока реки Малый Усек, реки Коксай.

Здесь у воды удобные стоянки, тогда как обычно дорога траверсирует склоны высоко над рекой Малый Усек.

В 2 км ниже устья реки Коксай (40 минут хода) переходим реку Малый Усек на правый берег по мосту ниже устья крупного правого притока, реки Аксай. На правом берегу дорога круто набирает высоту и далее идет, траверсируя правый борт долины реки Малый Усек. Через 4 км от моста через Малый Усек, после двух больших снежных полян, она снова спускается к руслу реки и на протяжении еще 4 км идет вдоль русла, преодолевая несколько невысоких холмов. Высоко на противоположном берегу открывается участок строящейся там дороги. Затем такой же участок открывается и в нижней части противоположного склона. От этого места около 3.5 км до очередного моста через реку Малый Усек. За мостом, на левом берегу реки строения геологической партии. Здесь можно переночевать в бараке с вынутыми рамами окон.

Но продолжать движение вниз по долине реки Малый Усек нужно и далее правым берегом реки. Для этого, нужно идти по дороге вниз, не переходя моста. Примерно через 1 км слева по ходу открывается долина левого притока реки Малый Усек, ручья Жиланды. В верховьях этого ручья находится не хоженый зимой перевал Жиланды, ведущий на реку Средний Усек.

Мы продолжаем спуск по дороге, которая хорошо видна. Через 3 км выше дороги можно поискать зимовье. С дороги его не видно, и мы искать не стали. Напротив этого места - мост через реку Малый Усек в долину левого притока, на пастбища. Слева от дороги появляются квартальные столбы: 60/51/52 - на углу долины, напротив ручья Жиланды; 55/53 - в районе зимовья, у красивых наледей.

Примерно через 3 км (1 час хода) дорога поднимается вверх, еще через 2 км (30 минут) - второй серпантин. Сразу за ним (фото 140) открывается давно ожидаемый выход из гор (фото 141). Глубина тропления резко падает до 10-15 см, и скорость движения соответственно возрастает. После спуска в урочище Коккезен (0.5 км, фото 142) слева от дороги - кош (фото 143,144). Абсолютная высота этого места 1645 м.

От коша дорога уходит вправо и выводит через простой перевал в долину реки Борахудзир и далее к поселку Кейтын (фото 141). Так как этой вариант выхода был апробован группой В.Сафонова в 1992 году, мы выбираем иной путь.

Пересекая урочище Коккезен справа налево, переходим реку Малый Усек на левый берег по ледовому мосту (фото 145), напротив коша и ручья с перевала на Борахудзир. Идем по звериным тропам над границей кустов вдоль левого берега реки (фото 146). Природа становится богаче, попадаются заросли облепихи, барбариса, шиповника, от мороза очень вкусные (фото 147). Встречаются разрушенные строения. Через 2 часа (6 км) подходим к скалистому отрогу левого борта долины перед устьевым каньоном реки Малый Усек (фото 148). По заснеженной, хорошо заметной издалека тропе (фото 149-151) сначала в лыжах, а затем пешком быстро набираем высоту и выходим на седловину перевала Боковой (н/к), соединяющего долины рек Усек и Малый Усек перед их слиянием. С перевала потрясающе красивый вид на предгорья левого борта долины реки Усек (фото 152-154).

Тропа с перевала идет вновь в подъем, взбираясь на плоскогорье вершины Обзорная (1659). У триангулы этой вершины (1 км или 0.5 часа от седловины перевала Боковой) мы встаем на ночевку; вид отсюда еще более впечатляющ, чем от седловины. Как на ладони, видны предгорья Южного центрального хребта. Незабываемое зрелище. В южном направлении вдалеке, в долине реки Усек, видны огни цивилизации.

Спускаемся с вершины по ее юго-восточному склону к стрелке - слиянию рек Усек и Малый Усек, вначале в лыжах, затем пешком (5 км, 2 часа хода). Затем поднимаемся по правому (т.е. левому по ходу) берегу реки Усек 1 км до моста и гидроствора. По пути несколько облагороженных теплых родоновых источников. Здесь здорово умыться и отдохнуть.

Перейдя реку Усек по мосту на левый берег, сразу попадаем к первому жилому кошу. Это также и гидропост местной метеослужбы. Здесь живет молодая гостеприимная семья БАХТЫГАЛИ. Желающие могут воспользоваться и другим, навесным мостом, через реку Малый Усек в районе слияния.

Мы же продолжаем спуск левым берегом реки Усек. Через 3 км (40 минут хода) напротив слияния Усеков виден следующий, не менее гостеприимный кош. Методичное посещение по пути еще нескольких кошей снимает все проблемы с питанием.

В 2 км ниже второго коша гидростроители прокладывают верхнюю дорогу. Сюда по утрам (8-00) и вечерам (17-30) ходит машина из рабочего поселка гидростроителей, в районе устья реки Нижняя Талды (12 км от второго коша). В устье реки Верхняя Талды есколько жилых кошей. Встречаются коши и на противоположном, правом берегу реки Усек.

До поселка гидростроителей доходим сами пешком по дороге. В поселке повезло: машина, идущая в 18 часов за молоком на ужин для рабочих подбросила нас до поселка Лесновка. Во время поездки видели обширную территорию уютного дома отдыха Карлыгаш, ниже домиков гидростроителей.

В Лесновку прибываем в районе 20 часов. Последний автобус из Лесновки в Панфилов уходит в 18-30. Оставшиеся 17 км идем по шоссе пешком (здесь уже асфальт). К 23-30 оказываемся на автовокзале, и в 0-00 нас без билетов, но за деньги эвакуируют на последнем рейсовом "Икарусе" в Алма-Ату, куда мы и прибываем в 6-30.

.

6. Выводы и рекомендации

.

1). Успешно проведен интересный спортивный поход в горах Джунгарского Алатау;

2). Характеристика маршрута: линейный, без забросок, целиком - первопрохождение в условиях зимы. Предлагаемая категория сложности - шестая;

3). Зимняя характеристика района: а). снежный ( постоянное тропление 50-70 см ), б). особо лавиноопасный ( сверхосторожность и хорошее лавинное снаряжение ), в). безлюдный (расчет только на возможности собственной группы ), г). капризный ( сложное ориентирование, неустойчивая погода, частые туманы, осадки, солнечных дней около 25%);

4). Впервые группа при прохождении маршрута имела топографические карты масштаба 1:100 000 ( в 1 см - 1 км), что значительно улучшило возможности ориентирования;

5). Спортивным группам, имеющим значительный нерастраченный запас моральных и физических сил, рекомендуем наш маршрут для прохождения. Рекомендуем также следующий, не пройденный зимой путь выхода из района на юг: из долины реки Малый Усек через перевал Жиланды к слиянию рек Средний и Большой Усек, где в урочище Сарыбастау стоит жилье гостеприимных травников Гоши, Володи и Нины Ждановой, а также баня. Отсюда, вдоль реки Талды-Булак, через простой перевал легко уйти к базе геологов (15 км), в поселок Бурхан (31 км) или Тышкан (погранотряд-3, прапорщик Володя);

6). Наша группа совместно с группой Чхетиани О.Г. в 1995 году планирует следующий маршрут в районе Джунгарского Алатау: заход с юга, по долине реки Средний Усек, кольцо в Южном Центральном хребте, переход через территорию КНР к Северному Центральному хребту в районе пика Семенова-Тяньшаньского, выход в г. Сарканд. Приглашаем к сотрудничеству (группа имеет слайд-фильм и карты по району путешествия).

УДАЧНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ, ДРУЗЬЯ !

 

7. Литература

 

1). Тихонов В. В горах Джунгарского Алатау, кн. "Ветер странствий", 18, с. 100-103

2). Захаров В.И. От Балхаша до ледников Джунгарского Алатау, Кишинев, Госиздат, 1961, 124 с.

3). Высокогорные перевалы. Перечень, М., Профиздат, 1990, с. 526-535

4). Гляциологические исследования в период МГГ. Заилийский и Джунгарский Алатау, вып. 1, А-А, АН КазССР, 1961, 234 с.

5). Словарь казахских географических названий, А-А, АН КазССР, 1963, 185 с.

6). Отчеты библиотеки МГЦТК:

- горные: 4484, 5110, 5126

- лыжные: 1028, 5272

- водные: 4848, 4921, 5202

7). Отчеты групп Сафонова В.Ю. и |Баранова В.А.| о лыжных походах

( экспедиция ЦС по Джунгарии 1992 года ), предоставленные

руководителями. Баранов В.А. трагически погиб осенью 1993 года.

8. Приложения

.

8.1. Контрольные записки

Контрольных записок на маршруте не обнаружено.

8.2. Транспортное обеспечение

В горах Джунгарского Алатау несколько раз в году бывают спортивные туристские группы. Обычно одна, редко две группы зимой, (из Москвы, Ленинграда и некоторые другие). Во всех случаях подъезды основаны на автобусном сообщении с городом Талды-Курган, куда можно добраться из Алма-Аты автобусом (около 280 км, 6 часов езды, 650 руб/чел., цены здесь и далее по расходам нашей группы) или или местным поездом до станции Уштобе. Декретное время в Казахстане зимой +3 часа к московскому. Город Талды-Курган имеет также авиационное сообщение с Москвой (2-3 рейса в неделю).

Обычно лыжные маршруты начинались из поселков на северных предгорьях Северного Центрального хребта (СЦХ). Настоящий отчет предлагает новый вариант захода в район, с запада, из города Текели.

Город Текели связан с городом Талды-Курган автобусным сообщением (около 34 км, 40 минут езды, 80 руб/чел., рейсы каждые 45 минут). Маршрут отсюда можно начинать непосредственно от Текелийской ГЭС по долинам рек Кора, Чижа, Текелинка или на местном автобусе N 1 (рейсы 5-45, 6-00, 6-05, 6-10, 6-15, бесплатно) заехать вверх по долине реки Текелинка до второго кордона (14 км) или до рудника свинцово-цинкового комбината (17 км). Из обоих пунктов удобно начинать маршрут.

На руднике есть рабочая столовая (время работы 6-00 - 9-30, 11-30 - 17-30 и 20-00 - 0-30) и магазин (время работы 9-00 - 19-00, обед 13-00 - 15-00, в пятницу работа с 9-00 до 18-00).

От автовокзала г. Текели на автобусе N 6 ( 4 остановки, 5 руб/чел ) можно доехать до гостиницы ГЭС, где можно уютно переночевать ( 100 руб/чел*сутки ). Рядом с гостиницей остановка автобуса N 1.

Кроме традиционного пути через Талды-Курган группа использовала (для выезда) прямой автобусный маршрут "Панфилов-Алма-Ата" (около 350 км, 6.5 часов езды, 780 руб/чел., рейсы каждый час). Здесь следует учесть, что билетов на ближайшие рейсы может не быть. Кроме того, район с центром в г. Панфилов - зона свободной торговли с КНР, и проезд (въезд или выезд) по ней обходится гражданам СНГ таможенной пошлиной 150 руб/чел. (см. Приложение 8.9). Зато, оформив в ОВИРе по месту прописки международный общегражданский паспорт (а для местных жителей и без него) можно посетить территорию КНР с дружеским визитом.

8.3. Групповое снаряжение

8.4. Личное снаряжение

8.5. Продуктовая раскладка

8.6. Ремонтный набор

8.7. Список фотографий фотоотчета

 .

На главную страницу сайта

 

 

.

Экстремальный портал VVV.RU