Далее:
Пер. Сейсмологов (3Б п/п, Уровень выше: Техническое описание перевалов Назад: Радиальный выход на пер.   Содержание

Пер. Кашалаяк (2А, 4330)

Перевал Кашалаяк расположен в хр. Академии наук и связывает центральную ветвь лед. РГО с лед. Федченко чуть южнее ригеля, на котором находится ГМС "Ледник Федченко". Ориентация перевала: юго-запад - северо-восток. Характер: снежно-ледовый при прохождении по ледопаду или комбинированный при прохождении через нунатак. Определяющая сторона: юго-западная. Перевал односторонний, как такового спуска на лед. Федченко нет, там плато. Сложность определяется ледопадом центральной ветви лед. РГО с юго-западной стороны перевала. Перевал пройден группой со стороны лед. РГО (с определяющей стороны). Был выбран вариант прохождения через нунатак "по улице Горького". Описание прохождения дается от подножия ледопада до ГМС "Ледник Федченко".

Пер. Кашалаяк представляет собой один из наиболее простых путей выхода на лед. Федченко. Известны разнообразные варианты прохождения перевала, отличающиеся способом обхождения с вышеупомянутым ледопадом: по правому рандклюфту, по левому рандклюфту, вообще ни по какому рандклюфту (чуть ли не по центру), по левому нунатаку, по правому скальному отрогу... Перевал во всех подробностях описан в недавно вышедшей книге А. А. Алексеева "Дарвазский хребет", М.: изд. И. В. Балабанов, 2004. Однако чаще всего пользуются вариантом через нунатак, ограничивающий ледопад слева (орографически), поскольку этот путь меньше зависит от метеоусловий, состояния ледника и снежной обстановки. Туристы традиционно называют этот вариант "улицей Горького"

ГС: путь по улице Горького на пер. Кашалаяк.

, так он назван и в книге А. А. Алексеева. Мы также воспользовались вариантом прохождения через нунатак по улице Горького.

1 августа в 750 мы вышли от места, где ночевали на лед. РГО после возвращения из акклиматизационного радиального выхода на пер. Шмидта. Обычно подход отсюда под ледопад Кашалаяка никакой сложности не представлял -- ровный открытый ледник без неперешагиваемых трещин. Но сейчас... ТАКОГО ледника РГО старожилы не припомнят... В том же самом месте, где раньше отродясь не было даже бугров, и можно было бежать вприпрыжку, РГО вздыбился полномасштабным ледопадом

АХ: спуск с Красноармейской поляны на лед. РГО. Впереди виден новообразованный ледопад.

со всеми присущими настоящим ледопадам функциональными элементами ("фичами") в виде монументальных двадцатиметровых сераков и как минимум трехметровых трещин, которыми ледник был густо "нашинкован кубиками" вдоль и, что было наиболее неудобно, поперек. Раньше этот участок до подножия собственно кашалаячьего ледопада пробегался обычно за одну ходку. Теперь нам пришлось потратить на распутывание этого новообразования полдня -- с 750 до 1215.

Пообедав на выходе из нового ледопада РГО, мы за 20 минут (с 1440 до 1500) подошли почти вплотную к подножию уже собственно кашалаячьего ледопада и остановились на ночевку на последних камешках. Остаток дня трое участников потратили на то, чтобы налегке разведать

ГС: разведка в ледопаде пер. Кашалаяк.

подходящий проход через нижнюю ступень ледопада к началу улицы Горького. Пройти всю улицу Горького с вечера мы все равно не успевали, да и небезопасно это, а вот разведка принесла пользу, так как ступень эта выглядела вполне внушительно. Зато времени на разведку было предостаточно, и она получилась глубокая как в переносном, так и в прямом смысле. Съемки большой ледовой пещеры в походном фильме были сделаны именно здесь.

2 августа в 725 стартовали по разведанному с вечера пути. Обойдя первые трещины, мы сместились налево (по ходу) в рандклюфт и по нему за одну ходку поднялись, набрав около 200 м высоты, на широкую полку, выводящую на улицу Горького. Днем мы бы не посоветовали соваться в этот рандклюфт -- камнеопасно, но с раннего утра вся каменно-грязевая "чача" смерзлась, так что лезть по рандклюфту было вполне нормально (хотя и неаппетитно).

Еще за ходку в связках мы подошли по широкой косой полке

ГС: улица Горького.

, заканчивающейся ледовым лбом (~100 м, 25o), к началу кулуара, выводящего на нунатак. Обычно большая часть этого кулуара покрыта плотно слежавшимся снегом. В этом году весь снег в кулуаре растаял, так что подниматься было несколько более утомительно. Кулуар скально-осыпной, скалы простые, но сильно разрушенные, попадаются участки осыпи на скалах, двигаться можно без перильной страховки, но лучше в кошках, особенно когда снега нет. При этом нужно соблюдать осторожность -- падать отсюда можно далеко и больно. Крутизна кулуара в среднем 30o (местами до 40o), набор высоты 400 В 500 м. Удобных мест для отдыха на этом участке улицы Горького нет, так что мы поднапряглись и взгромоздились на гребень нунатака за одну ходку. На гребне есть места для ночевки на случай необходимости. Дальше поднимаются иногда по разрушенным скалам самого нунатака, но чаще вдоль нунатака траверсом снежного склона под скалами. В этом году снега здесь не было вовсе, ледник прижало к скальному борту и сильно порвало, так что нам пришлось идти по скалам, характер которых был примерно такой же, как в кулуаре. Пройдя еще ходку по нунатаку и упершись в очередное препятствие (сверху крутые скалы, непроходимые без страховки, сбоку конкретно мерзопакостный ледопад), мы остановились на обед ( 1215), а заодно сделали неглубокую разведку, как выбираться на перевальное плато, высоты которого мы практически уже достигли.

С обеда и до самого вечера ( 1405 - 1830) мы подходили по перевальному плато на ГМС "Ледник Федченко"

ГС: ГМС "Ледник Федченко".

. Ледник на плато был куда сильнее разорван, чем обычно. Местами он был открытый, и надо было его распутывать в поисках, где можно трещины перепрыгнуть. Местами трещины были закрыты снегом, и надо было искать, где можно в них не провалиться. Тура на плато нет и быть не может -- его там не из чего сложить. Основные зоны трещин, которые попадаются между пер. Кашалаяк и ГМС, обходятся слева по ходу, местами прижимаясь к мелким отрогам хр. Академии наук. Слева же выходят и на ригель, на котором находится ГМС.

ГМС "Ледник Федченко"

ГС: ГМС "Ледник Федченко". Вдали плато пер. Кашалаяк.

с 1996 г. функционирует в автоматическом режиме, питание от солнечных батарей, передача данных через спутник. Автоматизированные приборы действительно работают, это можно заметить, если присмотреться. Людей нет, домик в нормальном состоянии, но внутри большой беспорядок. Погода, ухудшившаяся было сразу после обеда, к вечеру снова пришла в норму, и ночевать в палатке на площадке рядом с домиком было комфортнее, чем в нем самом.

Таким образом, пер. Кашалаяк был пройден нами по варианту через нунатак (по улице Горького) за один день без применения перильной страховки. По-видимому, этот вариант был единственным реально проходимым в сложившихся условиях после недетской подвижки лед. РГО, в результате которой существенно усложнился даже и этот наиболее надежный вариант. Потенциально опасных мест на этом пути два -- подходы к обоим рандклюфтам: правый (орографически) может быть камнеопасен, левый (перед нунатаком) подвергается опасности обвала сераков с ледопада. И в том, и в другом случае опасность логичнее всего предотвратить, проходя эти участки рано утром по смерзшемуся рельефу, как было проделано и нашей группой. Так что перевал Кашалаяк вполне надежен и рекомендуется к прохождению.